В 2008 году

Обращения граждан в Государственный Совет Республики Татарстан являются одним из важнейших каналов связи избирателей со своими депутатами.
В 2008 году в адрес руководства, комитетов Государственного Совета Республики Татарстан в 2008 году поступило 2076 писем, телеграмм от граждан, трудовых коллективов, общественных объединений, принято 3508 посетителей. Всего с учетом коллективных обращений (их было 162) обратилось 11123 человека.
По сравнению с прошлым годом количество письменных обращений уменьшилось на 5,2 процента, количество устных обращений увеличилось на 20,5 процента, количество всех обращений составляет 109,3 процента.
Из общего числа письменных обращений 47,6 процента рассмотрены в комитетах и депутатами, работающими на постоянной основе, 47,1 процента – руководством Государственного Совета, в том числе:

 

 

2005 г

2006 г

2007 г

2008 г

Мухаметшиным Ф.Х.

398

405

580

495

Гусевым А.П.

159

186

328

243

Ратниковой Р.А.

204

207

209

211

Липужиной В.Н.

 85

 86

 56

 29

В комитетах и депутатами

 1290

 1069

 912

 990

 

 Поступали обращения от жителей всех городов и районов республики, кроме Атнинского района (три года подряд ни одного обращения). 50,9 процента обратившихся – городское население, в т.ч. 36,1 процента – жители г.Казани. Авторы 104 обращений проживают в других регионах Российской Федерации, в странах дальнего и ближнего зарубежья, 10 из них приняты лично.
Из заявителей: 9,6 процента – инвалиды, 36,4 процента – пенсионеры, в т.ч. 2,17 процента (45 человек) – инвалиды и участники Великой Отечественной войны, 30 писем – анонимные.
Анализ показывает, что преобладающее количество заявителей затрагивают вопросы жилья, обеспечения правопорядка, социальной защиты, коммунально-бытового обеспечения, деятельности государственных и муниципальных органов власти, здравоохранения. В своих обращениях граждане высказывают мнение в отношении происходящих в стране, республике политических и экономических событий, вносят предложения, замечания в действующее законодательство и законопроектам, просят оказать содействие в разрешении своих личных проблем.
Наибольшую часть почты, как и в прошлые годы, составляют обращения по вопросам обеспечения жильем (902, т.е. 16,2 процента всех обращений). Вместе с тем необходимо отметить, что доля обращений по этой тематике в общем объеме из года в год сокращается (в 2005 году –1173 обращение, т.е. 21,4 процента всех обращений). Это объясняется тем, что успешное развитие в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» программы ипотечного кредитования граждан при приобретении жилья, целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» и строительство жилья для молодых семей и специалистов в рамках программы «Социальное развитие села» в значительной степени сняло остроту жилищной проблемы в республике: часть очередников приобрела жилье, а у многих появилась надежда на улучшение жилищных условий.
В то же время, судя по письмам, материальное положение значительной части населения с невысокими доходами, в т.ч. части работников бюджетных организаций, не позволяет приобрести жилье даже на условиях социальной ипотеки. Они требуют ускорения реализации Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», увеличения объемов строительства жилья для малоимущих граждан.
Постепенное повышение стоимости строящегося жилья, процентов банковских кредитов вынуждает очередников на улучшение жилищных условий по ипотеке обращаться с просьбой ускорения предоставления жилья.
В почте не редки жалобы от новоселов на низкое качество отделки квартир в домах, построенных по программе ипотечного кредитования, наличие строительных недоделок, волокиту, чинимую строительными организациями при их устранении.
Не решена до конца в республике проблема «обманутых дольщиков». Необходимо отметить, что благодаря усилиям Государственного Совета, Правительства и прокуратуры Республики Татарстан, созданию в городах, районах рабочих групп по контролю за долевым строительством жилья в последние годы удалось существенно снизить остроту этой проблемы. Значительная часть проблемных домов уже введена в эксплуатацию, по многим приняты конкретные решения и продолжается их строительство.
Одноко есть несколько домов, в основном в г.Казани, в которых строительство остановлено и по ряду объективных причин нет определенности в завершении их строительства. Дольщики этих домов в многочисленных коллективных обращениях (неоднократно организовывали и пикеты) требуют защиты их законных прав и интересов, участия государства в завершении строительства их домов.
Поступают многочисленные обращения от жителей домов, признанных ранее в установленном порядке непригодными для проживания (в основном из г.Казани), которые требуют ускорения переселения их из ветхого жилья. Механизм и условия переселения жителей таких домов до сегодняшнего дня не определены. Судя по письмам, материальное положение многих семей не позволяет им принять предложение руководства города получить жилье по социальной ипотеке, они требуют выделения жилья по социальному найму.
Из-за крайне незначительных размеров выделяемых из федерального бюджета средств для выплаты жилищных субсидий инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, семьям погибших воинов, инвалидам и ветеранам боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, растет недовольство этих категорий граждан. Так, по сообщению Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, из 10070 очередников, включенных в республиканский реестр (из них 1731 человек – участники и инвалиды Великой Отечественной войны, семьи погибших воинов и вдовы участников войны), в 2006 – 2008 годах только 859-ти перечислены на счета целевые субсидии и лишь 444 из них смогли использовать эти средства (в т.ч. – 167 ветеранов Великой Отечественной войны).
Следует также отметить, что в последнее время участились настойчивые обращения от инвалидов и участников Великой Отечественной войны с просьбой оказать содействие в принятии их на учет для получения автомобиля и субсидии для покупки жилья. По разным причинам до 1 января 2005 года по этим вопросам в соответствующие органы они не обращались, следовательно, на учет не были приняты. Решение федерального Правительства об отмене этих льгот они считают несправедливым, а себя ущемленными.
Обращения по проблемам жилищно-коммунального хозяйства составили 9,9 процента от их общего числа. Судя по почте, оплата жилищно-коммунальных услуг является одной из крупных расходных статей бюджета большинства семей. Поэтому повышение тарифов на услуги ЖКХ населением воспринимается очень болезненно, многие считают его одним из основных причин снижения их жизненного уровня.
Резко возросло, особенно в конце года, количество обращений граждан, выражающих несогласие с существующим порядком начисления платежей за коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды. В соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за коммунальные услуги потребителя, имеющего квартирный прибор учета, корректируется с учетом коммунального ресурса, использованного на ОДН, согласно показаниям общедомового прибора учета. А потребитель, не имеющий индивидуального прибора учета, оплачивает коммунальные услуги только в пределах норматива. Такой порядок расчетов гражданами, имеющими индивидуальные приборы учета, воспринимается крайне негативно, в обращениях приводят множество доводов о его несправедливости.
От жителей г.Казани поступили сообщения об административных барьерах, препятствующих созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ), передаче им домов и выделению (межеванию) придомовых земельных участков.
Участились жалобы населения в связи с точечной застройкой г.Казани, в ходе которой зачастую под строительство жилья используются территории, планируемые ранее под спортивные и другие объекты общественного назначения, нередко с захватом существующих детских площадок.
Значительная часть обращений посвящена вопросам социального обеспечения и социальной защиты населения (8,0 процента). Авторами обращений на эту тему являются пенсионеры, инвалиды, одинокие матери, многодетные семьи. Они выражают недовольство размерами пенсий, пособий, обращают внимание на недостаточность мер по социальной защите малоимущих слоев населения, жалуются на опережающий рост цен на продукты питания, лекарства, товары первой необходимости, тарифов на жилищно-коммунальные услуги, стоимости проезда на городском общественном транспорте по сравнению с их реальными доходами.
Как и в прошлые годы, поступило много обращений от пенсионеров, выражающих недовольство существующими условиями признания граждан ветеранами труда. Они считают несправедливым и неправильным, когда признание ветераном труда ставиться в строгую зависимость от наличия у претендентов правительственных наград, без учета при этом трудового стажа, и просят Государственный Совет выйти с законодательной инициативой для изменения этого положения.
Особой эмоциональностью отличаются обращения по проблемам здравоохранения. Абсолютное большинство обращений (в т.ч. множество телефонных звонков) – это жалобы на недостатки в льготном лекарственном обеспечении. Больные месяцами не могут получить лекарства по рецептам. Многие жалуются на отсутствие в утвержденном списке отпускаемых бесплатно лекарств жизненно необходимых им препаратов. По сообщению инвалидов, невозможность получения лекарств бесплатно является основной причиной их отказа от социального пакета в пользу ежемесячной денежной выплаты.
Продолжают поступать коллективные обращения от сельских жителей, в которых выражается недовольство закрытием в ходе оптимизации системы здравоохранения в республике участковых больниц или сокращением в них койко-мест.
Судя по письмам, очень болезненно воспринимается населением и закрытие ряда сельских школ в ходе реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений в рамках национального проекта “Образование”. В письмах приводятся многочисленные доводы против таких решений.
Много писем поступило, в т.ч. и от общественно-национальных организаций других регионов, в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта). В них с возмущением отмечается, что реализация вводимых законом преобразований государственного образовательного стандарта приведет к сокращению объемов преподавания родного языка и литературы в национальных школах в регионах Российской Федерации и фактически свернет национальное образование, звучат призывы к принятию мер по изменению закона.
При всей остроте социальных проблем во многих обращениях выражается понимание и поддержка усилий руководства республики по реализации республиканских программ, направленных на повышение благосостояния населения. Люди разных национальностей положительно и с благодарностью отзываются на проводимую политику по созданию социально-политической стабильности, укреплению межнационального и межконфессионального согласия в Татарстане.
Отрадно отметить, что благодаря развитию средств связи в республике в последние четыре года в три раза уменьшилось количество обращений по проблемам связи. В результате успешной реализации республиканской программы газификации населенных пунктов, в последнее время редкими стали в почте и обращения с просьбой о содействии в газификации. С благодарностью воспринимается населением также проводимая в республике работа по строительству, реконструкции и ремонту подъездных дорог к населенным пунктам. Радует, что принимаемые депутатами, Правительством и правоохранительными органами республики меры дали возможность пресечь преступления в сфере обращения лома черных и цветных металлов, значительно сократить воровство всего металлического с садовых участков, предприятий. Количество обращений по этим проблемам по сравнению с 2007 годом уменьшилось в разы.
В 508 обращениях за отчетный год поднимались вопросы, относящиеся к деятельности депутатов, Государственного Совета, органов исполнительной власти и местного самоуправления, в т.ч. в 164 их них содержались предложения, замечания по законопроектам. Все они направлялись в профильные комитеты для изучения и использования в законотворческой работе.
В отделе по работе с обращениями граждан Государственного Совета Республики Татарстан ежедневно ведется прием населения по личным вопросам. Так, в отчетном году приняты 987 человек, которым были разъяснены правовая позиция и пути решения их проблем, порядок обжалования решений государственных органов и должностных лиц, при необходимости направлялись ходатайства в компетентные в решении их вопросов организации или аргументированно разъяснялась необоснованность их требований.
Рассмотрение 450 (41,6 процента) письменных обращений, поступивших в отдел по работе с обращениями граждан Государственного Совета Республики Татарстан, было взято на контроль, по 33,2 процентам из них приняты положительные решения.

 ДАННЫЕ
о содержании и количестве обращений граждан в
Государственный Совет Республики Татарстан
в 2008 году в сравнении с 2005, 2006 и 2007 годами

 

 

Тема

Количество обращений

   

в 2005 г.

в 2006 г.

в 2007 г.

в 2008 г.

  Всего обращений

5486

6292

5109

5584

  в том числе по вопросам:        

6.

Экономики

87

180

82

178

   Промышленности и строительства

 112

 225

 205

 255

 8.

 Сельского хозяйства

 151

 338

 130

 341

 
8.1. 

 в т.ч.:
землепользования

 
111

 
98

 
72

 
90

 9.

 Транспорта

 177

 210

 144

 190

 10.

 Связи

 100

 85

 35

 34

 11.

 Экологии и природопользования

 74

 117

 28

 119

 12.

 Жилищного хозяйства

 1173

 1107

 893

 902

 13.

 Коммунально-бытового и дорожного хозяйства

 368

576

487

 551

 14.

 Торговли и общественного питания

 19

 39

 33

 31

 15.

 Бытового обслуживания населения

 36

 35

 72

 14

 16.

 Воспитания детей и молодежи, образования

196

 288

 234

 254

 17.

 Науки и культуры

 126

 208

 177

 151

 18.

 Здравоохранения

 200

 400

 226

 345

 19.

 Труда и зарплаты

 246

 263

 202

 191

 20.

 Социального обеспечения и защиты

 863

 607

 597

 449

 
20.1.

 в т.ч.:
пенсионные вопросы

 
219

 
111

 
133

 
128

 21.

 Обеспечения законности и охраны правопорядка

 393

 399

 394

 538

 
21.1.

 в т.ч.:
о нарушениях общественного порядка

32

52

 11

 59

 21.2.

 о хищениях имущества

 10

 7

 16

 5

 21.3.

сообщения о злоупотреблениях властью, служебным положением

 
40

 
34

 
68

 
70

 21.4.

пересмотр, исполнение судебных решений, определений, постановлений


106


118

 
124


152

 21.5.

деятельность органов суда, прокуратуры, юстиции, внутренних дел

 
53

 
47

 
71

 
92

 21.6.

Сообщения о нарушении паспортного режима, об отказе в прописке, в выдаче паспорта, в регистрации актов гражданского состояния, в совершении нотариальных действий

 

89

 

31

 

15

 

49

 22.

Награждения, присвоения почетных званий

 166

 146

 96

 111

 23.

Деятельности представительных, исполнительных органов власти, органов самоуправления

 
513

 
482

 
577

 
508

 
23.1.

 в т.ч.:
Государственного Совета РТ

 85

 76

 88

 67

 23.2.

 органов местного самоуправления

 17

 24

 49

 47

 23.3.

 органов государственной исполнительной власти

 67

 58

 96

 48

 23.4.

 народных депутатов

 98

 158

 144

 143

 23.5.

 предложения, замечания по законодательству РТ и РФ

 
230

 
146

 
169

 
164

 23.6.

 выборы депутатов, референдум

 16

 6

 33

 33

 24.

 Национальной политики и межнациональных отношений

 45

 54

61

 69

 25.

 Суверенитета и государственности республик

15

 44

 13

29

 26.

 Переезда в Татарстан

 134

 75

 37

 37

 26.1.

  в т.ч.:
гражданства

 
105

 
38

 
23

 
18

27.

Приватизации

49

62

38

17

28.

Службы в Вооруженных Силах

11

11

16

3

29.

Деятельности политических партий, общественных организаций


94


175


99


138


29.1.

в т.ч.:
религии

36

35

13

19

30.

Другие вопросы

138

166

233

129

 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International