В 2010 году

В 2010 году в адрес руководства, комитетов Государственного Совета Республики Татарстан поступило 4462 письменных и устных обращений граждан, трудовых коллективов, общественных организаций и объединений, из них 3933 было письменных, в том числе 210 коллективных обращений, 529 обращений поступило устно на личном приеме.

В сравнении с 2009 годом увеличение письменных обращений в адрес руководства ГС РТ составило с 1431 до 1767 (23,5 процента), 42 процента из общего числа письменных обращений рассмотрены в комитетах и депутатами, работающими на постоянной основе, 44,9 процента – руководством Государственного Совета, в том числе:

 

2007 г

2008 г

2009 г

2010 г

Мухаметшиным Ф.Х.

580

495

681

941

Гусевым А.П.

328

243

308

462

Ратниковой Р.А.

209

211

191

290

Мавриной Л.Н.

-

 -

63

74

В комитетах и депутатами

 912

 990

720

1653

 

От жителей города Казани поступило 49,4 процента обращений, 12,7 процента из города Набережные Челны, 12,2 процента из городов республиканского значения (кроме гг. Казани и Набережных Челнов), 22,8 процента из сельских районов, 2,9 процента из других регионов.

Обращения граждан – это своего рода барометр социальных настроений, четко указывающий на истинные мотивы активности населения. В них выражается реакция на законотворческую деятельность парламента, работу исполнительных органов всех уровней, на события, происходящие в общественной жизни Татарстана и России. В своих письмах граждане требуют от избранников гарантий трудовых прав, надежной социальной защиты, содействия в решении жизненно важных для них проблем.

Рассмотрение обращений граждан в Государственном Совете Республики Татарстан ведется в полном объеме и в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан. Анализ тематики письменных обращений граждан в татарстанский парламент показывает, что мотивами для них служат те проблемы, которые, на взгляд населения требуют принятия положительных решений именно избранниками народа. Большинство авторов – инвалиды и ветераны войны, вдовы ветеранов войны, дети-сироты, ветераны труда, труженики тыла, многодетные семьи, пенсионеры, погорельцы, работники бюджетной сферы.

Основной вопрос, который продолжает волновать жителей республики, жилищный - 679 (17,3 процента). Тематика большинства таких обращений – ветхость жилого фонда, аварийное состояние жилья, невозможность улучшить жилищные условия из-за высоких цен на жилье, а также большой процент по ипотечному кредитованию, т.к. значительная часть населения имеет низкие доходы и является не платежеспособной. «Я стою в очереди на получение жилья в исполкоме Приволжского района с 1986 года: 24 года в общей очереди, 16 лет в льготной очереди для медиков. Я – медсестра, дочь – учительница (низкооплачиваемые профессии), мать – труженик тыла (пенсия – 5 тыс. рублей), отец вернулся с войны инвалидом», – пишет Тухватуллина Р.А. «На очереди по программе «Обеспечение жильем молодых семей» стоим с 2003 года; осталось внести сумму, равную сумме материнского капитала, других источников по причине низкого совокупного дохода невозможно изыскать», – обращается житель города Казани Гизатуллин Р.Ф.

В связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне за помощью обратились 127 ветеранов и вдов участников ВОВ. В обращениях отражались вопросы задержки выделения субсидий на жилье, отказ исполнительных комитетов муниципальных образований в постановке на жилищный учет, неудовлетворительные условия проживания. «Мне 92 года, жене 86 лет, я участник войны и инвалид войны, в доме мы жили, пока нам позволяло здоровье, но в 2008 году я ослеп на оба глаза; поэтому вынужден был продать дом без удобств в г. Чистополе и переехать в г. Елабугу к сыну. Ссылаясь на Жилищный кодекс, чиновники исключили меня из списка на получение жилья, т.к. я продал дом», – жалуется инвалид ВОВ Федоров И.А.

Как и в прежние годы, количество обращений жителей республики с просьбами и требованиями по оказанию содействия в решении жилищно-коммунальных проблем составило 478 (12,2 процента). В обращениях к парламенту зачастую затрагиваются вопросы и проблемы, которые не находят разрешения на местах. В письмах содержатся просьбы о содействии в проведении капитального ремонта жилого фонда, ускорении переселения из ветхих и аварийных домов, критика в адрес управляющих компаний и товариществ собственников жилья, несоответствия размера оплаты коммунальных услуг качеству предоставления этих услуг, высокие тарифы. В населенных пунктах республики в летний период прошлого года выявились проблемы с обеспечением питьевой водой, в зимний период – с организацией работы коммунальных служб по уборке территорий.

Для отдельных населенных пунктов до сих пор остается актуальной проблема газификации, просьбы касаются содействия в подключении граждан к природному газу, несоизмеримо большого размера оплаты за подключение к основной ветке газа, затягивания решения вопроса на уровне муниципалитетов. «Убеждены, что только Ваше вмешательство поможет нам положительно разрешить самый животрепещущий для деревни вопрос, проведение газа поднимет спрос на земельные участки, не даст умереть деревне, расположенной внутри уникальных лесных массивов», – пишут жители деревни Гришкино Мензелинского района. Житель деревни Енабердино Менделеевского района Емельянов А.А. обращается в Госсовет как в последнюю инстанцию: «Уже 4 года просим, пишем, но никаких результатов».

По вопросам социального обеспечения и социальной защиты граждан поступило 341 обращение (8,7процента). Много вопросов у татарстанцев вызывают порядок и условия начисления пенсий и установление доплат к ним – 166 писем. Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры по повышению минимального размера пенсий, данный вопрос остается одним из приоритетных в социальной сфере, так как уровень жизни большей части населения республики, в сельской местности особенно, получающего пенсии по старости или по инвалидности, остается очень низким.

Вопросы труда и заработной платы отражены в 228 обращениях (5,8 процента), наиболее актуальными остаются проблемы невыплаты заработной платы, оплаты труда, трудоустройства, нарушения трудового законодательства. «Из-за того, что руководство предприятия отказывается сделать запись об увольнении в моей трудовой книжке, я не могу устроиться на постоянную работу, а в будущем не смогу оформить пенсию по старости», – обращается бывший работник ООО «Техплодоовощ» Ошук В.Ю. Сотрудники ряда институтов Академии наук РТ в своем коллективном письме (164 подписи) высказывают обоснованное опасение за будущее гуманитарной науки в Татарстане: «Ситуация с низкой заработной платой усугубляется тем, что экспедиции, научные командировки, работа в российских архивах, фондах музеев не обеспечиваются должным плановым финансированием».

В обращениях по вопросам образования - 153 (3,9 процента) наиболее острыми являлись вопросы недостаточности мест в дошкольных учреждениях, несогласия с закрытием школ в сельской местности, проведения ремонта в общеобразовательных и музыкальных школах, детских садиках, оплаты труда педагогов. «На сегодняшний день общеобразовательная школа в селе является практически единственным культурным и образовательным учреждением, местом встречи и общения Тихоновских детей и молодежи», – в коллективном письме пишут родители учащихся школы п.Тихоновка Альметьевского района.

В отчетный период по вопросам обеспечения законности и правопорядка поступило 617 обращений (15,7 процента). В обращениях содержатся проблемы злоупотребления служебным положением руководителей различных структур, несогласия с возбуждением или отказом в возбуждении уголовного дела, неисполнения решения судов, восстановления нарушенных прав граждан, превышения полномочий сотрудниками управлений внутренних дел.
По вопросам науки, культуры и информации поступило 259 обращений (6,6 процента), агропромышленного сектора – 129 (3,3 процента), промышленности и строительства – 124 (3,2 процента).

В тематический раздел «Государство, общество, политика» отнесено самое большое количество обращений – 879 (22,3 процента). Чувствуя на себе плюсы и минусы реализации законов, люди все чаще выступают с предложениями по совершенствованию законодательства, что говорит о тенденции повышения гражданской активности и самосознания населения. В истекшем году поступило 207 таких обращений (5,3 процента). Нередко люди сами выступают с конкретными предложениями по корректировке того или иного закона. Такие обращения представляются парламентским комитетам для анализа и учета в законотворческой деятельности. «Не понимаю, чем отличаются лотерейные клубы от игровых салонов? От них только вред, чтобы достать деньги и отыграться, игроманы идут на преступления, берут кредиты, становятся бездомными или очень опасными преступниками», – с просьбой пересмотреть законы, касающиеся игрового бизнеса, обращается к Председателю Государственного Совета Республики Татарстан жительница г. Казани Шаяхметова А.А. Доктор экономических наук, профессор Муракаев М.И. предлагает разработать и принять закон по доведению до сведения физических и юридических лиц законов и нормативных актов Республики Татарстан социального значения в целях устранения правового нигилизма и нарушений законодательства.

Основное количество обращений в прошедшем году было адресовано Председателю Государственного Совета Республики Татарстан, 31 письмо поступило на его персональный сайт, 38 человек обратились во время «Прямой связи» с читателями газет «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан», шквал телефонных звонков и писем последовал после выступления в «Актуальной теме» телекомпании «Эфир».

За отчетный период рассмотрение 631 (35,7 процента) обращений, поступивших в адрес руководства Государственного Совета Республики Татарстан, было взято на контроль, 133 (21 процент) из них решены положительно. По 678 (38,4 процента) письменным обращениям даны разъяснения, 297 (16,8 процента) направлены по принадлежности.

Приведенный выше анализ обращений граждан в Государственный Совет Республики Татарстан подтверждает значимость возникающих в обществе социальных проблем, необходимость комплексного подхода к их решению.

«Оценка деятельности органов власти зависит, прежде всего, от уровня комфортности проживания населения и степени его доверия к власти», – подчеркнул Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем Послании Государственному Совету Республики Татарстан осенью 2010 года. От правильной постановки и умелого анализа результатов работы с обращениями во многом зависит и решение проблемы прав человека, и своевременность принятых новых или корректировка уже действующих нормативных правовых актов. Поэтому органы государственной и муниципальной власти должны быть искренне заинтересованы в четко налаженной, продуманной и надлежащим образом организованной работе с обращениями граждан.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International