В адрес руководства, постоянных комиссий Государственного Совета Республики Татарстан в 2001 году поступило 2547 писем и телеграмм от граждан, трудовых коллективов, общественных объединений, принято 2257 посетителей, всего, с учетом коллективных писем (их было 98), обратился 9891 человек. По сравнению с 2000 годом общее количество устных и письменных обращений несколько увеличилось и составило к уровню прошлого года 105,4 процента. Из обратившихся 14,9 процента - участники войны и инвалиды, 47,5 процента - пенсионеры.
Из общего количества письменных обращений 47,9 процента рассмотрены в постоянных комиссиях и народными депутатами, работающими на постоянной основе, 46,1 процента рассмотрели руководители Государственного Совета Республики Татарстан, в том числе:
1999г. |
2000г. |
2001г.
|
|
Мухаметшиным Ф.Х. |
266 |
249 |
244
|
Ларочкиной И.А. |
- |
297 |
278
|
Миннуллиным Р.М. |
- |
453 |
493
|
Липужиной В.Н. |
146 |
185 |
158
|
в постоянных комиссиях |
502 |
593 |
1219
|
Приемной ГС РТ |
117 |
119 |
154
|
В течение года поступили обращения от жителей всех городов и районов республики, кроме Новошешминского района. Из числа обратившихся 33,6 процента составили жители г.Казани; 41,5 процента - жители городов республиканского подчинения; 23,6 процента - сельское население. От жителей субъектов Российской Федерации и стран СНГ поступило 47 писем, 14 человек приняты лично.
Более двух третей всех обращений в Государственный Совет Республики Татарстан - просьбы личного характера, остальные - предложения, критические замечания по политическим и общественным проблемам, оперативные отклики на события в жизни республики, страны, непосредственно районов и городов.
Большую озабоченность и тревогу вызывает у населения рост наркомании среди молодежи, предлагается принять более действенные меры по борьбе с этим злом.
Характер почты по армейским проблемам в последние годы находится в большей степени под влиянием событий вокруг Чечни. Родители солдат требуют не допустить направления их сыновей служить в "горячие точки". Двукратное сокращение количества обращений по этим вопросам по сравнению с прошлым годом (2000г. - 63, 2001г. - 32) объясняется относительным спокойствием в этом регионе.
Необходимо отметить, что за отчетный период более чем в три раза (с 38 до 115) по сравнению с прошлым годом увеличилось количество обращений по вопросам национальной политики, суверенитета и государственности республики.
Население, общественные организации республики, татарские общественные центры регионов Российской Федерации внимательно следят за работой Государственного Совета Республики Татарстан по приведению в соответствие с федеральным законодательством нормативно-правовых актов Татарстана. Многие считают, что федеральный центр вторгается в компетенцию региональных органов государственной власти, не оставляя им возможностей для правового регулирования процессов с учетом местной специфики, выражают недовольство чрезмерной централизацией финансовых средств, уменьшением экономической самостоятельности регионов. Политика Москвы в отношении национальных республик в ряде писем оценивается как имперская, звучит тревога и озабоченность потерей Татарстаном достигнутых позиций в развитии государственности и суверенитета.
Серьезную озабоченность и тревогу у широкой общественности вызвали проекты документов, подготовленные для проведения Всероссийской переписи населения в 2002 году, предусматривающие дробление единой татарской нации по различным признакам на ряд национальностей. Многими это воспринимается как попытка искусственного уменьшения численности татарской нации среди других наций Российской Федерации и ускорения ассимиляции татарского народа. Судя по почте последних дней, всеобщее одобрение и поддержку получило обращение Государственного Совета Республики Татарстан к татарскому народу в связи со Всероссийской переписью населения в 2002 году.
Не уменьшается количество обращений по проблеме восстановления татарского алфавита на основе латинской графики. Многочисленные письма по этому вопросу поступили от ветеранских, национальных общественных организаций, представителей татарской диаспоры и национальных общественных центров субъектов Российской Федерации, ученых-языковедов, рядовых граждан. Абсолютное большинство корреспондентов поддерживает данный Закон. В ряде писем звучат обвинения в адрес Президента, Государственного Совета, Правительства Республики Татарстан в отсутствии последовательной и продуманной национальной политики, решительности в претворении в жизнь принятых решений. В то же время следует отметить, что в почте есть несколько писем, в которых целесообразность восстановления татарского алфавита на основе латинской графики ставится под сомнение, приводятся доводы.
Значительно количество обращений от ветеранов с требованием ускорения приведения в соответствие с Федеральным законом Закона Республики Татарстан "О государственной службе".
В 139 письмах, поступивших в отчетном году (в 2000г. - 125), содержатся предложения, замечания по конкретным законопроектам. Все они были направлены в соответствующие постоянные комиссии Государственного Совета и Правительство республики для изучения и использования в работе.
В течение года поступило 104 обращения о работе народных депутатов. В них избиратели благодарят своих депутатов за помощь в решении их конкретных проблем, в отдельных письмах выражается недовольство в связи с недоступностью избранников народа, некоторых депутатов критикуют за неисполнение предвыборных обещаний.
Необходимо отметить, что при работе с обращениями граждан усилия направляются на оказание помощи в решении личных и общественных проблем, защиту прав и интересов, реализацию законных требований заявителей. Рассмотрение 527 письменных обращений, поступивших в Приемную Государственного Совета Республики Татарстан (39,7%), взято на контроль, по 36,5 процента из них приняты положительные решения.
За 2001 год в Приемную Государственного Совета Республики Татарстан обратились лично 1217 человек, которым непосредственно на месте были разъяснены пути решения поднимаемых ими вопросов в рамках действующих законов, порядок обжалования ими решений государственных и иных органов, действий должностных лиц, аргументированно разъяснялись отказы в удовлетворении необоснованных требований.
Комитетом парламентского контроля Государственного Совета Республики Татарстан в отчетном году было изучено и рассмотрено на заседании состояние работы с обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления Рыбно-Слободского района, Бавлинского района и г.Бавлы.
Сотрудники Приемной Государственного Совета Республики Татарстан регулярно участвовали в проведении учебы Республиканскими курсами переподготовки и повышения квалификации работников представительных органов власти для заместителей председателей Советов народных депутатов и лиц, ответственных за работу с обращениями граждан.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
о содержании и количестве устных и письменных
обращений граждан в Государственный Совет
Республики Татарстан в 2001 году
№ п/п
|
Наименование
|
Количество обращений |
Количество обращений |
Население
|
Кол-во обращений в расчете на 10000 человек населения в 2001г. |
||||
на личном |
в письмах
|
Всего
|
на личном приеме |
в письмах
|
Всего
|
||||
1. |
Агрызский |
4 |
7 |
11 |
- |
7 |
7 |
37,4 |
1,87 |
2. |
Азнакаевский |
1 |
12 |
13 |
11 |
21 |
32 |
31,1 |
10,29 |
3. |
Аксубаевский |
17 |
44 |
61 |
17 |
28 |
45 |
33,7 |
13,35 |
4. |
Актанышский |
4 |
10 |
14 |
3 |
10 |
13 |
32,2 |
4,04 |
5. |
Алексеевский |
11 |
23 |
34 |
4 |
6 |
10 |
26,1 |
3,99 |
6. |
Алькеевский |
1 |
9 |
10 |
9 |
5 |
14 |
22,8 |
6,14 |
7. |
Альметьевский |
6 |
8 |
14 |
7 |
22 |
29 |
39,0 |
7,44 |
8. |
Апастовский |
3 |
8 |
11 |
2 |
6 |
8 |
22,8 |
3,51 |
9. |
Арский |
24 |
19 |
43 |
20 |
37 |
57 |
50,1 |
11,38 |
10. |
Атнинский |
1 |
1 |
2 |
1 |
- |
1 |
14,5 |
0,69 |
11. |
Бавлинский |
2 |
5 |
7 |
1 |
1 |
2 |
14,4 |
1,39 |
12. |
Балтасинский |
- |
5 |
5 |
- |
2 |
2 |
31,9 |
0,63 |
13. |
Бугульминский |
17 |
3 |
20 |
7 |
12 |
19 |
23,0 |
8,26 |
14. |
Буинский |
4 |
14 |
18 |
4 |
4 |
8 |
28,0 |
2,86 |
15. |
Верхнеуслонский |
6 |
2 |
8 |
7 |
8 |
15 |
18,5 |
8,11 |
16. |
Высокогорский |
29 |
18 |
47 |
19 |
13 |
32 |
45,5 |
7,03 |
17. |
Дрожжановский |
1 |
5 |
6 |
4 |
7 |
11 |
26,1 |
4,21 |
18. |
Елабужский |
150 |
20 |
170 |
10 |
2 |
12 |
10,6 |
11,32 |
19. |
Заинский |
- |
5 |
5 |
22 |
19 |
41 |
16,5 |
24,85 |
20. |
Зеленодольский |
79 |
66 |
145 |
53 |
55 |
108 |
59,7 |
18,09 |
21. |
Кайбицкий |
3 |
1 |
4 |
1 |
2 |
3 |
16,3 |
1,84 |
22. |
Камско-Устьинский |
2 |
10 |
12 |
4 |
5 |
9 |
18,1 |
4,97 |
23. |
Кукморский |
2 |
11 |
13 |
16 |
40 |
56 |
53,2 |
10,53 |
24. |
Лаишевский |
7 |
11 |
18 |
9 |
4 |
13 |
36,7 |
3,54 |
25. |
Лениногорский |
7 |
16 |
23 |
1 |
18 |
19 |
24,4 |
7,79 |
26. |
Мамадышский |
6 |
17 |
23 |
6 |
16 |
22 |
50,3 |
4,37 |
27. |
Менделеевский |
2 |
9 |
11 |
1 |
9 |
10 |
30,0 |
3,33 |
28. |
Мензелинский |
3 |
15 |
18 |
2 |
4 |
6 |
29,7 |
2,02 |
29. |
Муслюмовский |
2 |
22 |
24 |
4 |
11 |
15 |
23,0 |
6,52 |
30. |
Нижнекамский |
52 |
153 |
205 |
41 |
192 |
233 |
38,9 |
59,9 |
31. |
Новошешминский |
- |
5 |
5 |
- |
- |
- |
15,4 |
- |
32. |
Нурлатский |
1 |
5 |
6 |
13 |
7 |
20 |
30,0 |
6,67 |
33. |
Пестречинский |
4 |
5 |
9 |
7 |
3 |
10 |
28,3 |
3,53 |
34. |
Рыбно-Слободский |
15 |
20 |
35 |
34 |
23 |
57 |
29,6 |
19,26 |
35. |
Сабинский |
- |
3 |
3 |
3 |
5 |
8 |
32,0 |
2,5 |
36. |
Сармановский |
7 |
26 |
33 |
14 |
22 |
36 |
37,2 |
9,68 |
37. |
Спасский |
1 |
3 |
4 |
3 |
7 |
10 |
22,8 |
4,39 |
38. |
Тетюшский |
2 |
7 |
9 |
3 |
7 |
10 |
28,0 |
3,57 |
39. |
Тукаевский |
71 |
47 |
118 |
54 |
18 |
72 |
28,9 |
24,91 |
40. |
Тюлячинский |
7 |
5 |
12 |
13 |
21 |