Схема законодательного процесса

1. ВНЕСЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

1.1. Право законодательной инициативы в соответствии со статьей 76 Конституции Республики Татарстан принадлежит (далее - субъекты права законодательной инициативы):

  1. Раису Республики Татарстан
  2. депутатам Государственного Совета Республики Татарстан
  3. Президиуму Государственного Совета Республики Татарстан;
  4. Комитетам Государственного Совета Республики Татарстан
  5. Кабинету Министров Республики Татарстан;
  6. Государственному Советнику Республики Татарстан;
  7. Прокурору Республики Татарстан;
  8. представительным органам местного самоуправления;
  9. Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан (по вопросам ее ведения);
  10. полномоченному по правам человека в Республике Татарстан (по вопросам его ведения).

Право законодательной инициативы по внесению изменений в Конституцию Республики Татарстан принадлежит Раису Республики Татарстан, не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан (далее – Государственный Совет), Президиуму Государственного Совета.

1.2. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственный Совет (статья 83 Регламента):

- законопроектов;

- законопроектов о внесении изменений в законы Республики Татарстан либо о признании этих законов или их отдельных положений утратившими силу;

- поправок к законопроектам.

1.3. При внесении законопроекта в Государственный Совет субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены на бумажном носителе либо в электронном виде посредством единой межведомственной системы электронного документооборота Республики Татарстан (статья 84 Регламента):

- текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект;

- пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;

- перечень законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона;

- финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

- сравнительная таблица (в случае внесения законопроекта о внесении изменений в закон Республики Татарстан);

- документы и материалы, предусмотренные бюджетным законодательством (по проектам законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан, исполнении бюджета Республики Татарстан и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан);

- документы и материалы, подтверждающие согласие населения и соблюдение установленной федеральным законом процедуры при преобразовании, изменении границ муниципальных образований (по проектам законов Республики Татарстан о преобразовании, изменении границ муниципальных образований);

- документы и материалы, подтверждающие выполнение требований и соблюдение процедуры, установленных Законом Республики Татарстан «Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан» (по проектам законов Республики Татарстан по вопросам изменения административно-территориального устройства Республики Татарстан).

При внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом (Кабинетом Министров Республики Татарстан, Конституционным судом Республики Татарстан, представительными органами местного самоуправления и т.д.) должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа о внесении законопроекта с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственном Совете по данному законопроекту. При внесении законопроекта группой депутатов вместе с текстом законопроекта в Государственный Совет представляется предложение о депутате-докладчике по данному законопроекту.

Текст законопроекта, пояснительная записка, иные документы и материалы  должны быть представлены на обоих государственных языках Республики Татарстан, за исключением решений, заключений, отзывов и иных документов, которые в соответствии с установленными в соответствующем органе правилами делопроизводства принимаются (оформляются) на одном из государственных языков Республики Татарстан. В этом случае субъект права законодательной инициативы представляет указанный документ на языке оригинала с приложением перевода данного документа на другом государственном языке Республики Татарстан.

Одновременно с текстом законопроекта и прилагаемыми к нему материалами, должны быть представлены их копии в электронном виде в формате MS Word и (или) иных форматах, допускающих редактирование.

2. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА ЗАКОНА К РАССМОТРЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ СОВЕТОМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

2.1. Председатель Государственного Совета направляет поступивший законопроект в:

- соответствующий комитет, комитет-соисполнитель (при необходимости) и депутатские объединения (часть 1 статьи 87 Регламента);

- Правовое управление Аппарата Государственного Совета (часть 2 статьи 87 Регламента).

2.2. Законопроект подлежит предварительному обсуждению на заседании ответственного комитета Государственного Совета, по результатам рассмотрения которого выносится одно из следующих решений (статья 92 Регламента):

- одобрить законопроект и рекомендовать Государственному Совету принять законопроект в первом чтении;

- одобрить законопроект и рекомендовать Государственному Совету принять законопроект в первом и третьем чтениях;

- рекомендовать Государственному Совету отклонить законопроект.

2.3. По общему правилу законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственным Советом в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Президиум Государственного Совета, который с учетом заключений депутатских объединений и комитетов, Правового управления Аппарата Государственного Совета решает вопрос о готовности проекта закона Республики Татарстан для включения его в повестку дня заседания Государственного Совета, либо направляет законопроект инициатору на доработку, либо направляет законопроект в ответственный комитет для продолжения работы над ним (части 2 и 5 статьи 92 Регламента).

2.4. До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право (часть 4 статьи 90):

1) по предложению ответственного комитета или его председателя изменить текст законопроекта;

2) по предложению ответственного комитета или его председателя или по собственной инициативе отозвать внесенный им законопроект на основании письменного заявления.

3. РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ

3.1. Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы о законопроекте и содоклада ответственного комитета (статья 95 Регламента).

3.2. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания депутатов, Раиса Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, Уполномоченного при Главе (Раисе) Республики Татарстан по защите прав предпринимателей, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан, Прокурора Республики Татарстан, Общественной палаты Республики Татарстан, представителей Правового управления Аппарата Государственного Совета, экспертов и других лиц, приглашенных для участия в обсуждении (часть 5 статьи 95 Регламента).

При рассмотрении законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета Республики Татарстан, в обязательном порядке заслушивается заключение Раиса Республики Татарстан (часть 6 статьи 95 Регламента).

3.4. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственный Совет принимает одно из следующих решений (статья 96 Регламента):

- принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний, представленных в виде поправок;

- отклонить законопроект.

3.5. Государственный Совет может принять решение о рассмотрении законопроекта в ходе одного заседания. В этом случае срок внесения поправок устанавливается в течение определенного времени дня заседания Государственного Совета либо, при отсутствии возражений депутатов, иных субъектов права законодательной инициативы или их представителей, участвующих в заседании, Государственный Совет может принять решение о принятии законопроекта в двух чтениях - первом и третьем без перехода ко второму чтению при условии, что имеются положительные заключения юридической и лингвистической экспертиз (часть 6 статьи 96 Регламента).

3.6. Постановление Государственного Совета о принятии законопроекта в первом чтении и законопроект в течение пяти дней направляются субъектам права законодательной инициативы, указанным в статье 76 Конституции Республики Татарстан (статья 97 Регламента).

4. РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА ВО ВТОРОМ ЧТЕНИИ

4.1. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в письменной форме в ответственный комитет. Срок внесения поправок составляет один месяц со дня принятия законопроекта в первом чтении, если иной срок внесения поправок не установлен Государственным Советом  (статья 98  Регламента).

4.2. Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки. Комитет вправе проводить независимую экспертизу поправок на предмет их соответствия Конституции и законам Республики Татарстан. В случае, если комитет признает поправки противоречащими Конституции и законам Республики Татарстан, он сообщает об этом автору поправки. Автор поправок вправе уточнять их в ходе обсуждения в ответственном комитете либо снять их с рассмотрения комитета (статья 99 Регламента).

4.3. Поправки подлежат рассмотрению на заседании ответственного комитета (статья 99 Регламента).

4.4. Законопроект с таблицей поправок, рекомендованных к отклонению, и таблицей одобренных поправок после рассмотрения на заседании комитета направляется в Президиум Государственного Совета для включения в перечень законопроектов, подлежащих рассмотрению Государственным Советом во втором чтении (часть 5 статьи 99 Регламента).

4.5. При рассмотрении законопроекта во втором чтении председатель либо представитель ответственного комитета выступает с докладом по законопроекту. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках, заключениях и результатах их рассмотрения (статья 103 Регламента).

4.6. В случае, если не имеется возражений против поправок, одобренных ответственным комитетом и рекомендуемых им для внесения в текст  законопроекта, на голосование ставится вопрос о принятии поправок в целом (часть 3 статьи 103 Регламента).

4.7. Рассмотрение таблицы поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, происходит отдельно по каждой поправке (статья 103 Регламента).

4.8. По окончании голосования по поправкам ставится на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении (часть 8 статьи 103 Регламента).

4.9. После рассмотрения законопроекта во втором чтении с учетом принятых поправок Государственный Совет может принять одно из следующих решений (части 9-11 статьи 103 Регламента):

- о принятии законопроекта во втором чтении;

- о возвращении законопроекта в ответственный комитет (комиссию) на доработку, если по итогам голосования предложение о принятии закона во втором чтении не набрало необходимого числа голосов;

- об отклонении (если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта  во втором чтении не набрало необходимого числа голосов);

- о принятии закона в целом (только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что юридическая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены и имеются соответствующие положительные заключения).

5. РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА В ТРЕТЬЕМ ЧТЕНИИ

5.1. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения в устанавливаемый Государственным Советом срок с участием Правового управления Аппарата Государственного Совета возможных внутренних юридических противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении, в Управление документационного обеспечения Аппарата Государственного Совета на предмет проверки соответствия текста законопроекта лингвистическим требованиям и в Комиссию Государственного Совета по установлению идентичности текстов законов Республики Татарстан на татарском и русском языках (статья 104 Регламента).

5.2. По завершении этой работы законопроект в течение 14 дней представляется в Президиум Государственного Совета для включения в перечень законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении (статья 104 Регламента).

5.3. Закон Республики Татарстан считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Татарстан. Решение о принятии закона оформляется соответствующим постановлением Государственного Совета без дополнительного голосования (часть 6 статьи 105 Регламента).

6. ПОДПИСАНИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ ЗАКОНА В СИЛУ

6.1. Принятый Государственным Советом закон Республики Татарстан в течение 14 календарных дней направляется Раису Республики Татарстан (статья 79 Конституции Республики Татарстан, статья 106 Регламента).

6.2. Принятый Государственным Советом закон направляется Раису Республики Татарстан только после получения заключения Комиссии Государственного Совета по установлению идентичности текстов законов Республики Татарстан на татарском и русском языках (статья 106 Регламента).

6.3 Раис Республики Татарстан в течение 14 календарных дней с момента его поступления (статья 79 Конституции Республики Татарстан, часть 5 статьи 106 Регламента):

- подписывает и обнародует закон Республики Татарстан на русском и татарском языках;

- отклоняет закон.

6.4. Закон Республики Татарстан вступает в силу одновременно на всей территории Республики Татарстан по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, если федеральным законом и (или) самим законом Республики Татарстан не установлен иной порядок вступления его в силу. Срок вступления в силу законов Республики Татарстан, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, не может составлять менее 10 дней после дня их официального опубликования (статья 3 Закона Республики Татарстан от 29 апреля 2022 года № 24-ЗРТ «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Республики Татарстан, постановлений Государственного Совета Республики Татарстан и его Президиума, нормативных правовых актов Президента Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, иных органов исполнительной власти Республики Татарстан»).

7. РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНА, ОТКЛОНЕННОГО РАИСОМ  РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

7.1. В случае отклонения Раисом Республики Татарстан закона Республики Татарстан указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов (часть 3 статьи 79 Конституции Республики Татарстан, часть 6 статьи 106 Регламента).

7.2. Закон Республики Татарстан, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Раисом Республики Татарстан и подлежит подписанию и обнародованию в семидневный срок (часть 4 статьи 79 Конституции Республики Татарстан, часть 7 статьи 106 Регламента).

7.3. Для преодоления возникших разногласий в отдельных положениях закона создается согласительная комиссия, которая вносит закон не позднее чем в двухмесячный срок со дня ее образования в Президиум Государственного Совета для принятия решений (часть 8 статьи 106 Регламента).

7.4. При повторном рассмотрении закона Республики Татарстан, отклоненного Раисом Республики Татарстан, обсуждаются только предложения согласительной комиссии (часть 12 статьи 106 Регламента).

7.5. После этого на голосование ставится предложение о повторном принятии закона Республики Татарстан в редакции согласительной комиссии (часть 12 статьи 106 Регламента).

7.6. Повторно принятый Государственным Советом закон Республики Татарстан направляется Раису Республики Татарстан для подписания и обнародования (часть 13 статьи 106 Регламента).

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International