За 2018 год

ИНФОРМАЦИЯ
о работе Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва в 2018 году

В 2018 году Государственный Совет Республики Татарстан пятого созыва (далее – Государственный Совет) продолжил работу по совершенствованию республиканского законодательства. Год был насыщен значимыми  для Российской Федерации и Республики Татарстан событиями, которые прошли при активном участии депутатского корпуса Татарстана. 18 марта 2018 года состоялись выборы Президента Российской Федерации. В мае этого года республика провела юбилейный, 10-й Международный экономический саммит "Россия – Исламский мир", в рамках которого состоялись IV Казанский форум молодых предпринимателей стран Организации Исламского сотрудничества (ОИС) и Конференция молодых дипломатов стран ОИС. Летом Казань принимала игры Чемпионата мира по футболу, который стал   ярким событием для всей России. Республика отметила 80-летие избрания Верховного Совета ТАССР первого созыва. Прошли многочисленные мероприятия в рамках Года добровольца и волонтера в Российской Федерации, Года Льва Толстого в Татарстане. В декабре в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) были организованы Дни Республики Татарстан, в рамках которых состоялась презентация экономического, инвестиционного и культурного потенциала республики.

В 2018 году состоялось 10 заседаний Государственного Совета, на которых было рассмотрено 359 вопросов, принято 115 законов (перечень прилагается), из них 19 базовых, 480 постановлений (в 2017 году 10 заседаний, 362 вопроса, 100 законов, из них 31 базовый, 475 постановлений).

Наиболее общественно значимые законы Республики Татарстан, принятые за отчетный период: «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О недрах» (в части регулирования предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования), «Об организации в Республике Татарстан назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка», «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Татарстан «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Татарстан» (в части изменения сроков начала применения пониженных налоговых ставок резидентами ТОСЭР в зависимости от объема капитальных вложений), «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (в части компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт имущества в многоквартирном доме), «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (в части приведения в соответствие с федеральным законодательством в связи с установлением особенностей проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения), «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (в части сохранения с 1 января 2019 года мер социальной поддержки лицам предпенсионного возраста); «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О культуре» (в части уточнения мер социальной поддержки работников культуры).

В рамках «правительственных часов» рассмотрены вопросы «Об итогах работы по переводу услуг органов власти в электронный вид как эффективной формы взаимодействия органов государственной власти с населением в Республике Татарстан» (17 апреля), «О ходе реализации законодательства об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Республике Татарстан» (11 июля), «О развитии кинематографии в Республике Татарстан» (24 сентября) и «О законодательном обеспечении реализации Стратегии развития транспортного комплекса Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы с перспективой до 2030 года» (19 ноября).

Всего за отчетный период в Государственный Совет внесено 121 законопроект (в 2017 году – 103):

  4 

 61 

13 

 37 

 

4 

– Президентом Республики Татарстан;

– депутатами Государственного Совета;

– комитетами Государственного Совета;

– Кабинетом Министров Республики Татарстан;

– Конституционным судом Республики Татарстан;

– Прокурором Республики Татарстан;

– представительными органами местного самоуправления.

В порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) Государственным Советом внесено 5 проектов федеральных законов: «О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», «О внесении изменения в статью 40 Федерального закона «О концессионных соглашениях», «О внесении изменений в статьи 13 и 26 Федерального закона «Об оружии» и «О внесении изменения в статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Две последние законодательные инициативы были рассмотрены на сорок третьем заседании Государственного Совета с участием политических партий, не представленных в парламенте республики.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 311 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на заключение в Правительство Российской Федерации.

Также направлены 1 обращение к Председателю Государственной Думы В.В. Володину по проекту федерального закона № 438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и 1 обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу о ситуации, сложившейся на рынке молочной продукции.

Рассмотрено и поддержано 139 проектов федеральных законов, 13 законодательных инициатив субъектов Российской Федерации (в 2017 году − 151 проект федеральных законов и 23 законодательные инициативы субъектов Российской Федерации).

Президиум Государственного Совета провел 9 заседаний, рассмотрел 44 вопроса, принял 58 постановлений (в 2017 году − 12 заседаний, 45 вопросов, 56 постановлений).

В 2018 году большая работа была проведена депутатскими фракциями и объединениями в Государственном Совете.

Проведено 9 совместных собраний фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и депутатской группы «Татарстан – новый век» – «Татарстан – яңа гасыр» и 9 заседаний Президиума фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Рассмотрено 28 вопросов, в том числе: «О реализации семейной политики в Республике Татарстан», «Об участии ТРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации», «О реализации общефедеральных и региональных партийных проектов в Республике Татарстан», «О ходе реализации регионального партийного проекта «Дом садовода – опора семьи», «О государственной социальной поддержке граждан старшего поколения в Республике Татарстан», «О тарифной политике в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2018 – 2019 годы в Республике Татарстан», «Об итогах работы объединения женщин-депутатов в Государственном Совете Республики Татарстан «Мэрхэмэт – Милосердие» в 2018 году»  и другие.

Проведено 5 общих собраний Республиканского координационного совета депутатских объединений партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (далее – РКС), в том числе 4 выездных (г. Зеленодольск, г. Чистополь, Высокогорский и Мамадышский муниципальные районы), и 1 заседание Президиума РКС. Всего рассмотрено 12 вопросов, касающихся различных направлений деятельности партии, изучения опыта работы муниципальных образований в Республике Татарстан, в том числе: о роли депутатского корпуса в решении задач социально-экономического значения; о  реализации республиканских программ в 2018 году и о роли депутатских объединений в их осуществлении; об итогах проведения Года экологии и общественных пространств в Республике Татарстан; о развитии территориальных общественных самоуправлений в Республике Татарстан; об основных изменениях в федеральном законодательстве и законодательстве Республики Татарстан в сфере местного самоуправления; о перспективах взаимодействия Регионального исполнительного комитета партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с депутатским корпусом муниципальных образований; о роли депутатских объединений в реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года; об изменениях пенсионной системы Российской Федерации и о роли депутатских объединений в повышении деловой активности сельского населения.

В 2018 году проведен I Республиканский конкурс Татарстанского регионального отделения  Всероссийской политической партии  «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на лучшую организацию работы депутатских фракций  в представительных органах муниципальных образований Республики Татарстан. По итогам конкурса обладателями Гран-при стали фракции в Городском Совете муниципального образования г. Набережные Челны и Совете Новошешминского муниципального района Республики Татарстан.

Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ведет работу по 13 общефедеральным и 6 региональным партийным проектам, таким как: «Крепкая семья», «Здоровое будущее», «Историческая память» и другие. Реализация партийных проектов позволяет обмениваться опытом и эффективными практиками, поддерживать связь с населением и оказывать гражданам содействие в решении самых актуальных вопросов. 

Члены фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» проводят прием граждан в приемных Президента Российской Федерации и Председателя партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Республике Татарстан, выездные приемы граждан в избирательных округах. В региональной общественной приемной Председателя партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Д.А. Медведева проведено 179 личных приема, принято 527 человек.

В 2018 году члены объединения  женщин-депутатов «Мэрхэмэт – Милосердие» в составе депутатской фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственном Совете целенаправленно реализовали намеченные на текущий год мероприятия и участвовали в республиканских мероприятиях, посвященных вопросам защиты материнства, детей и семьи. Проведены 2 «круглых стола», 4 заседания, в том числе 2 выездных (в Арском муниципальном  районе и в г. Болгары Спасского муниципального района), 1 совместное заседание с коллегией Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан и Общественным советом ФПП «Крепкая семья» на тему «Основные направления взаимодействия государственных и муниципальных органов власти, институтов гражданского общества в деятельности по реализации семейно-демографической политики в Республике Татарстан» и 1 заседание в формате  панельной дискуссии на тему «Десятилетие детства. Проблемы, лучшие практики, перспективы школьного здравоохранения». Организован образовательный семинар для руководителей районных и городских объединений женщин-депутатов на тему: «О роли женских депутатских групп в работе по внесению изменений в Стратегию социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года по направлению «Человеческий капитал». Состоялась встреча с супругой Генерального Консула Республики Турция в Казани госпожой Марией Доган, где были намечены планы по реализации совместных гуманитарных и благотворительных проектов.

Под эгидой федерального партийного проекта «Крепкая семья» в 2018 году реализован II этап проекта «Сможем вместе» в
12 реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. В  рамках данного проекта проведены расширенные заседания попечительских советов реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями Елабужского, Бавлинского, Бугульмиского, Мензелинского, Кукморского, Лаишевского районов и городов Набережные Челны и Казань.  По иницитативе объединения проведены  гала-концерты Республиканского фестиваля детей с ограниченными возможностями здоровья  «Возьмемся за руки, друзья!» в Арском, Лаишевском, Пестречинском муниципальных районах и в г. Казани.

14 декабря 2018 года женщины-депутаты организовали и провели благотворительную елку для детей, нуждающихся в особой заботе. Члены объединения поддержали конкурсантов ежегодного республиканского конкурса женщин с инвалидностью «Жемчужина Татарстана – 2018», а также учредили специальный приз в рамках проведения республиканских конкурсов «Женщина года. Мужчина года: женский взгляд», республиканского конкурса красоты материнства и семьи «Нечкэбил».

Фракцией КПРФ в Государственном Совете проведено 13 заседаний. Основные вопросы, рассмотренные на заседаниях: «О подготовке семинара-совещания депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Татарстан, избранных от КПРФ», «О мероприятиях, посвященных Дню трудящихся (1 Мая) и Дню Победы (9 Мая)», «Об участии членов фракции в подготовке и проведении татарского народного праздника «Сабантуй» на местах»; «О работе над социально-значимыми законопроектами (о защите интересов жителей населенных пунктов Республики Татарстан в связи со строительством дорог федерального значения, о соблюдении   требований  п. 2 ст. 55 Конституции РФ,  запрещающего издание  законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина при «пенсионной реформе», о  работе над бюджетом 2020 года)», «О включении в расходную часть бюджета строительства МФЦ в Кугушевском сельском поселении Зеленодольского района Республики Татарстан капитального ремонта детского сада с учетом предписаний надзорных органов, о строительстве  офтольмологического центра в г. Казани», «О защите жилищных и иных  прав  инвалидов, в том числе права на установку  металлического гаража вблизи места проживания», «О защите прав и законных интересов жителей г. Казани при утверждении генерального плана г. Казани», «О защите прав обманутых вкладчиков», «О защите прав обманутых дольщиков», «О защите прав граждан – участников Программы социальной ипотеки, выигравших квартиру в доме стр. № 11-5 в «Салават Купере», «О проблемах здравоохранения и образования», «О проблемах садоводов и проблемах ЖКХ», и «О парковках».

В части решения проблем ЖКХ ведется активная работа совместно с Координационным Советом общественных объединений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Приволжского федерального округа. По итогам заседания Координационного Совета, прошедшего 19 ноября 2018 года в г. Чебоксары, с учетом мнения депутатов фракции КПРФ в Государственном Совете, направлены рекомендации в органы государственной власти Российской Федерации по   вопросам  повестки дня (капитальный ремонт, заключение прямых договоров  с ресурсоснабжающими организациями, законодательное решение вопроса с общедомовым имуществом, введение необоснованных тарифов на твердые бытовые отходы, о необходимости принятия федерального закона «О правах граждан России на доходы от использования природных ресурсов Российской Федерации», о принятии и утверждении экономически обоснованных тарифов на отопление, об усилении работы депутатов всех уровней в части сбора, анализа и обобщения проблем ЖКХ).

Состоялись 10 пресс-конференций; 3 научно-практические конференции: «Это наша история: свершения и победы. Красная Армия – армия Народа и Победы. Вклад Татарстана и татар в укрепление обороноспособности страны», «Вторая мировая... 22 июня 1941 года: как это было?» и «Эта наша история: свершения и победы». Организовано 3 круглых стола: «Учет интересов жителей жилых массивов г. Казани при подготовке Генерального плана столицы Республики Татарстан» с участием исполнительного комитета г. Казани, представителей соответствующих министерств и ведомств и жителей районов, через которые планируется провести дорогу; «Марксизм: прошлое, настоящее и будущее», посвященный 200-летию со дня рождения  Карла Маркса и «О проблемах ЖКХ».

Депутатами фракции КПРФ в органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения направлено 723 депутатских обращения. Рассмотрено 738 обращений избирателей. Депутаты фракции КПРФ ведут активный прием населения в закрепленных округах, за отчетный период на личном приеме принято 864 избирателя.

Комитеты Государственного Совета провели 91 заседание, в том числе 7 выездных, рассмотрели 551 вопрос, из них 83 контрольных (в 2016 году − 104 заседания, 526 вопросов). При комитетах Государственного Совета действуют 7 экспертных советов − консультативно-совещательных органов на общественных началах. В состав советов входят представители органов государственной власти, общественных объединений и научных учреждений. За истекший период экспертными советами проведено 30 заседаний, рассмотрено 140 вопросов. По всем вопросам даны экспертные и аналитические заключения, которые были учтены комитетами в работе над проектами законов Республики Татарстан, проектами федеральных законов.

Комитетом по государственному строительству и местному самоуправлению проведено 13 заседаний, из них 1 выездное, рассмотрено 58 вопросов (в 2017 году − 13 заседаний, 65 вопросов).

За отчетный период в работе Комитета находилось 26 проектов законов Республики Татарстан. Членами Комитета разработаны и внесены на рассмотрение Государственного Совета изменения в Закон Республики Татарстан «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», которые, аналогично федеральному законодательству, устанавливают возможность проведения схода граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на территории населенного пункта, входящего в состав поселения либо городского округа. Внесены изменения в Избирательный кодекс Республики Татарстан, предоставляющие гражданам возможность голосования по месту фактического нахождения в день выборов, а также предусматривающие возможность закрепить в региональном избирательном законодательстве нормы, наделяющие общественные палаты субъектов Российской Федерации правом назначения наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории субъекта Российской Федерации. Из Кодекса исключены положения по открепительным удостоверениям и уточнен порядок использования в период избирательной кампании, кампании референдума средств бюджета Республики Татарстан, местного бюджета, выделенных избирательным комиссиям, комиссиям референдума на подготовку и проведение выборов и референдума соответствующего уровня. Членами Комитетом разработаны и внесены на рассмотрение Государственного Совета изменения в Закон Республики Татарстан «О государственных наградах Республики Татарстан», а также в Кодекс Республики Татарстан о муниципальной службе и Закон Республики Татарстан «О государственной гражданской службе Республики Татарстан», усовершенствовавшие систему оплаты труда государственных и муниципальных служащих Республики Татарстан.

Наряду с указанными законопроектами в Комитете велась работа над проектами законов Республики Татарстан «Об изменении границ территорий отдельных муниципальных образований и внесении изменений в законы Республики Татарстан «О границах территории и статусе муниципального образования города Казани» и «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Пестречинский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе»; «Об изменении границ территорий муниципальных  образований «Набережно-Морквашское сельское  поселение» и «Октябрьское сельское поселение» Верхнеуслонского муниципального района и внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Верхнеуслонский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе»; «Об изменении границ территорий муниципальных образований «Коноваловское сельское поселение» и «Старомазинское сельское поселение» Мензелинского муниципального района и внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Мензелинский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе» и другие.

Проект закона Республики Татарстан «О внесении изменений в статьи 22 и 24 Закона Республики Татарстан «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», предполагающий введение прямых выборов мэров отдельных городов и глав районов Татарстана, отклонен Государственным Советом в связи с тем, что действующая модель формирования исполнительных органов местного самоуправления хорошо зарекомендовала себя на практике.

Комитетом рассмотрено обращение Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан об образовании в районе поселка Тарасово. Была сформирована рабочая группа, проведены публичные слушания. Постановлением Государственного Совета образован поселок Тарасово, документы об образовании поселка направлены в органы Росреестра Российской Федерации. Наименование поселка Тарасово утверждено Распоряжением Правительства Российской Федерации.

За отчетный период в Комитете рассмотрено 10 контрольных вопросов, в том числе: «О реализации законодательства о местном самоуправления в части организации ритуальных услуг», «О работе органов местного самоуправления Лениногорского муниципального района по созданию условий для самоорганизации граждан и развитию территориального общественного самоуправления», «О реализации законодательства Республики Татарстан в части финансового обеспечения государственных полномочий, переданных муниципальным образованиям»  и другие.

Комитетом разработаны и внесены в Совет законодателей Российской Федерации 2 законодательные инициативы: «О внесении изменения в Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На второй законопроект получено положительное заключение Совета законодателей Российской Федерации.

Комитет по законности и правопорядку провел 18 заседаний, из них 1 выездное, рассмотрел 181 вопрос (в 2017 году − 18 заседаний, 159 вопросов).

За отчетный период в работе Комитета находилось 11 проектов законов Республики Татарстан, 6 из них разработаны Комитетом и его членами: «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об обращениях граждан в Республике Татарстан»; «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об общественных пунктах охраны порядка в Республике Татарстан»; «О внесении изменений в статьи 4 и 8 Закона Республики Татарстан «Об участии граждан в охране общественного порядка в Республике Татарстан»; «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Закона Республики Татарстан «О мировых судьях Республики Татарстан»; «О внесении изменений в статьи 1 и 13 Закона Республики Татарстан «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан»; «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О Своде законов Республики Татарстан».

В качестве законодательной инициативы Государственного Совета Комитетом разработаны и внесены на рассмотрение Государственной Думы 2 проекта федеральных законов: «О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разработанный в целях совершенствования и повышения эффективности осуществления государственного экологического надзора и «О внесении изменений в статьи 13 и 26 Федерального закона «Об оружии» и «О внесении изменения в статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административ­ных правонарушениях», направленный на совершенствование законодательства об оружии и ужесточение требований к владельцам оружия.

Являясь профильным Комитетом по формированию Примерного плана законопроектной работы в Государственном Совете, Комитет осуществлял контроль за его реализацией и выполнением: в 2018 году Примерный план законопроектной работы выполнен на 76 процентов.

Комитетом рассмотрено 13 контрольных вопросов: об организации Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан контроля за осуществлением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Республики Татарстан по образованию и орга­низации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в исполнительных органах государственной власти Республики Татар­стан и органах местного самоуправления; о ходе исполнения постановления Комитета «О ходе реализации законов Республики Татарстан «Об участии граждан в охране общественного порядка в Республике Татарстан» и «Об общественных воспитателях несовершеннолетних» в Бугульминском муниципальном районе»; о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в исполнительных органах государственной вла­сти Республики Татарстан и органах местного самоуправления; о ходе выполнения постановлений «Об организационном и материально-техническом обеспечении деятельности мировых судей Республики Татарстан»; о трудовом и бытовом устройстве в Республике Татарстан ранее судимых лиц; о ходе исполнения постановления Комитета «О реализации законодательства о безопасности дорожного движения в Республике Татарстан»; о результатах мониторинга и анализа законов Республики Татарстан по вопросам ведения Комитета по законности и правопорядку в 2017 году и задачах на 2018 год; о результатах мониторинга законов Республики Татарстан «О мировых судьях Республики Татарстан» и «О пожарной безопасности»; о правоприменительной практике реализации Закона Республики Татарстан «Об обращениях граждан в Республике Татарстан» и другие.

Комитетом проведен день открытых дверей совместно с председателями постоянных комиссий представительных органов муниципальных районов и городских округов.

По предложению Комитета избраны 50 мировых судей Республики Та­тарстан и на 8 мировых судей Республики Татарстан в отставке возложено ис­полнение обязанностей мировых судей Республики Татарстан. Комитетом рассмотрены 7 кандидатур в состав Общественной палаты Республики Татарстан по квоте Республики Татарстан и 2 кандидатуры в состав квалификационной комиссии Адвокатской палаты Республики Татарстан.

Комитетом по бюджету, налогам и финансам проведено 14 заседаний, на которых рассмотрено 73 вопроса (в 2017 году − 15 заседаний, 59 вопросов).

В Комитете ведется работа над главными финансовыми документами республики. Комитетом рассмотрены и Государственным Советом приняты законы Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». В результате принятых изменений в бюджет Республики Татарстан на 2018 год  увеличена доходная часть бюджета на 43,5 млрд. рублей. 

Внесены изменения в Бюджетный кодекс Республики Татарстан в связи с продлением возможности превышения предельного объема государственного и муниципального долга, с введением механизма обоснования инвестиций, в части сроков внесения и вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах и актов, регулирующих бюджетные правоотношения, приводящих к изменению доходов бюджетов.

Законом Республики Татарстан «Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Республики Татарстан из федерального бюджета бюджетных кредитов» утверждены дополнительные соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан, которыми предусматривается реструктуризация обязательств (задолженности) Республики Татарстан перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.

В целях привлечения резидентов на территорию опережающего социально-экономического развития в Закон Республики Татарстан «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Татарстан» внесены изменения по срокам начала применения пониженных налоговых ставок резидентами ТОСЭР в зависимости от объема капитальных вложений.

В целях государственной поддержки и развития предпринимательства в Республике Татарстан, сохранения количества налогоплательщиков и рабочих мест продлен срок действия пониженных ставок налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

 В целях оптимизации перечня налоговых льгот, предоставляемых на территории Республики Татарстан, рассмотрен и принят Закон Республики Татарстан «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Республики Татарстан». Также Комитетом рассмотрен законопроект о продлении действия налоговых преференций по налогу на имущество организаций отдельным категориям налогоплательщиков республики.

Комитетом в целях реализации контрольных функций рассмотрен отчет о работе Счетной палаты Республики Татарстан за 2017 год, а также отчет о проверке использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных в 2016 – 2017 годах и истекшем периоде 2018 года на создание и благоустройство парков и скверов в муниципальных образованиях Республики Татарстан. Дано поручение Счетной палате Республики Татарстан о проведении в 2018 году аудита эффективности использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных в 2015 – 2017 годах и истекшем периоде 2018 года на обеспечение деятельности организаций, предоставляющих услуги по реабилитации инвалидов и детей инвалидов.

 На выездном заседании Комитета рассмотрен контрольный вопрос «О формировании конечных цен электроэнергии для потребителей Республики Татарстан. Способы оптимизации расходов на электроэнергию. Калькулятор стоимости электроэнергии».

В целях контроля за использованием бюджетных средств особое внимание Комитетом уделялось исполнению бюджета Республики Татарстан и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан за I, II, III квартал 2018 года, исполнению бюджета Республики Татарстан и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан за 2017 год.

На заседаниях Комитета рассмотрены контрольные вопросы «О результатах и проблемах администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», «О реализации Территориальным Фондом полномочий по контролю за целевым использованием средств ОМС и защите прав застрахованных граждан» и «Об эффективном использовании бюджетных средств при выполнении работ по берегоукреплению в муниципальных районах Республики Татарстан, выделенных в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах».

В связи с огромным количеством обращений граждан, пострадавших в результате деятельности ООО «Инвестиционная компания «ТФБ Финанс» (далее – «ТФБ Финанс»), Комитетом был рассмотрен вопрос и принято решение об обращении в Республиканский фонд поддержки для рассмотрения возможности оказания финансовой помощи данным гражданам за счет средств Фонда. В соотвествии с законодательством в условиях отсутствия перспектив возврата денежных средств через процедуру банкротства меры поддержки Фонда фактически являются единственным способом восстановления нарушенных прав граждан. Оказание помощи пострадавшим лицам со стороны Фонда позволит существенно снизить массовый негативный социальный эффект.

Комитет по экономике, инвестициям и предпринимательству провел 9 заседаний, на которых было рассмотрено 64 вопроса (в 2017 году − 14 заседаний, 71 вопрос).

За отчетный период в работе Комитета находилось 22 законопроекта: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан»; «О внесении изменения в статью 13 Закона Республики Татарстан «Об Уполномоченном при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей»; «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан»; «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О регулировании отдельных вопросов в сфере реализации прав граждан на приобретение жилья экономического класса в Республике Татарстан»; «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Республики Татарстан»; «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О реализации Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; «О внесении изменений в статью 5 Закона Республики Татарстан «Об обеспечении защиты жилищных прав граждан»; «О внесении изменений в закон Республики Татарстан «О градостроительной деятельности в Республике Татарстан»; «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан»; «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» и другие.

Разработанный членами Комитета и принятый Государственным Советом Закон Республики Татарстан «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О реализации Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на совершенствование организации регулярных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам, в том числе на обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам.

При участии Комитета был разработан Закон Республики Татарстан «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества вмногоквартирных домах в Республике Татарстан», целью которого является установление в соответствии с требованиями федерального законодательства особенностей организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения. Данным законом определен порядок финансирования за счет средств республиканского бюджета проведения капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме.

В отчетном периоде Комитетом подготовлено 3 проекта федеральных законов: «О внесении изменения в статью 31.1. Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; «О внесении изменения в статью 40 Федерального закона «О концессионных соглашениях». Из них 2 одобрены Советом законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании для внесения в Государственную Думу, 1 находится на рассмотрении в профильном комитете Государственной Думы.

Комитетом рассмотрено 9 контрольных вопросов, в том числе об оценке эффективности действия Закона Республики Татарстан «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан», о результатах и мерах по повышению эффективности лицензионного контроля в области управления многоквартирными домами, о мерах по восстановлению и развитию сети межмуниципальных перевозок в Республике Татарстан и ряд других.

Комитетом были организованы парламентские слушания, на которых рассматривались проблемы развития малого и среднего бизнеса в Татарстане. По итогам обсуждения участники парламентских слушаний приняли и направили в адрес Правительства республики ряд рекомендаций.

В рамках межпарламентского сотрудничества на базе Казанского вертолетного завода Комитетом организован и проведен «круглый стол», посвященный перспективам кооперации предприятий авиастроительного комплекса на новой технологической платформе 4,0 на примере предприятий Республики Татарстан и Республики Башкортостан, в котором приняли участие депутаты профильных комитетов Государственного Совета нашей республики и Государственного Собрания – Курултая Башкортостана. По итогам встречи приняты соответствующие рекомендации в адрес правительств, профильных министерств и депутатов парламентов двух республик. Комитетом также организован визит представителей Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан в целях изучения и обмена опытом организации пассажирских перевозок в Республике Татарстан.

Комитет по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике провел 12 заседаний, на которых было рассмотрено 65 вопросов (в 2017 году – 13 заседаний, 60 вопросов).

В работе Комитета находилось 13 проектов законов Республики Татарстан, в том числе: «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О недрах», «О внесении изменений в статьи 3 и 5 Закона Республики Татарстан «Об использовании лесов в Республике Татарстан», «О внесении изменений в Экологический кодекс Республики Татарстан», «О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Татарстан», «О внесении изменений в статью 8 Экологического кодекса Республики Татарстан», «О внесении изменения в статью 7 Закона РеспубликиТатарстан «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Республики Татарстан», «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Татарстан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан в связи с принятием Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменения в Закон Республики Татарстан «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных».

Комитетом рассмотрено 14 контрольных вопросов в том числе: о развитии волонтерского движения в целях охраны природных ресурсов; о внедрении и последующей реализации системы электронной ветеринарной сертификации через федеральную государственную информационную систему (ФГИС) «Меркурий»; о разработке и внедрении механизма утилизации, обезвреживания просроченных, некондиционных, контрафактных пищевых продуктов путем их дальнейшего использования; об исполнении Закона Республики Татарстан «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения отболезней, общих для человека и животных» в части отлова и регулирования численности безнадзорных животных и Закона Республики Татарстан «Об отдельных вопросах содержания домашних животных в Республике Татарстан; о реализации прав граждан на заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, в том числе валежника; о вопросах содержания и ухода за придорожными лесопосадками на дорогах регионального и федерального значения.

Среди наиболее значимых контрольных вопросов – Обращение Государственного Совета к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу о ситуации, сложившейся на рынке молочной продукции. Комитет высказал предложение о необходимости усиления контроля за соблюдением тарифной квоты в отношении молочной продукции и повышения эффективности работы по выявлению фальсифицированной, некачественной молочной продукции на потребительском рынке.

Особое внимание было уделено вопросу о строительстве межмуниципальных приютов для безнадзорных животных. Комитетом было высказано предложение о строительстве межмуниципального приюта на землях соседних муниципальных образований за счет бюджета республики.

За отчетный период Комитетом регулярно проводились рабочие совещания по актуальным вопросам, в том числе по вопросам о разработке комплексного подхода к созданию и развитию поселений для многодетных семей, об обеспечении качественной питьевой водой населения села Иж-Бобья Агрызского муниципального района, о передаче полномочий главам сельских поселений в части выплаты субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, о разработке комплексного подхода к созданию и развитию поселений для многодетных семей, а также о мониторинге положений Земельного кодекса Республики Татарстан в части предоставления земельных участков многодетным семьями, о создании лесопаркового зеленого пояса города Казани и по ряду других.

24 – 26 февраля 2018 года Комитет Государственной Думы провел в г. Казани выездное заседание «круглого стола» на тему: «О реализации мероприятий, направленных на сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги».

Комитетом по социальной политике проведено 16 заседаний, из них 1 выездное, рассмотрено 77 вопросов (в 2017 году − 16 заседаний, 76 вопросов).

За отчетный период в работе Комитета находилось 26 проектов законов Республики Татарстан, 5 из которых разработаны и внесены в Государственный Совет Комитетом: «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Республике Татарстан»; «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Татарстан «О порядке определения величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Татарстан»; «О внесении изменений в статьи 26 и 28 Закона Республики Татарстан «О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Республике Татарстан»; «О внесении изменений в Семейный кодекс Республики Татарстан» и «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Татарстан «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите».

 Внесены изменения в законы Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», «О физической культуре и спорте», «О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Республике Татарстан», «О наделении органов местного самоуправления в Республике Татарстан полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния», «О потребительской корзине в Республике Татарстан», «О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан» и другие.

 Принят базовый Закон Республики Татарстан «Об организации в Республике Татарстан назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка», в соответствии с которым назначение и осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка будет производиться организациями в сфере социальной защиты населения, подведомственными Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, в том числе государственным казенным учреждением «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)».

В рамках исполнения контрольных полномочий Комитетом рассматривались вопросы: «Об отчете Счетной палаты Республики Татарстан о результатах проверки реализации мероприятий по обеспечению медицинских учреждений и отдельных категорий граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения в 2015 – 2016 годах и истекшем периоде 2017 года»; «О реализации законодательства в части обеспечения инвалидов жилыми помещениями»; «Об итогах мониторинга Закона Республики Татарстан «О потребительской корзине в Республике Татарстан»; «Об исполнении постановления Комитета «О реализации Республиканской стратегии действий в интересах детей на 2013 – 2017 годы»; «О ходе подготовки летнего отдыха, оздоровления детей и организации трудоустройства несовершеннолетних в Республике Татарстан»; «О состоянии и развитии геронтологической службы и гериатрической помощи в Республике Татарстан»; «О реализации государственной политики в сфере занятости населения и организации новых форм занятости отдельных категорий граждан в Республике Татарстан»; «О ходе реализации Закона Республики Татарстан «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Татарстан». По отдельным вопросам, актуальность которых выявлялась в ходе проводимой в Комитете работы, были подготовлены обращения в адрес руководства республики.

Комитетом по образованию, культуре, науке и национальным вопросам проведено  9 заседаний, из них 2 выездных, рассмотрено  33 вопроса (в 2017 году – 15 заседаний, 36 вопросов).

В 2018 году Комитет работал над следующими проектами законов Республики Татарстан: «О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Татарстан «О народных художественных промыслах и ремеслах», «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан», «О признании утратившим силу пункта 8 статьи 5 Закона Республики Татарстан «О музеях и музейном деле в Республике Татарстан», «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О культуре», «Об утверждении нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Республики Татарстан на 2019 год», «Об утверждении нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Республике Татарстан на 2019 год», «О внесении изменений в статьи 4 и 14 Закона Республики Татарстан «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан», «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об образовании».

По инициативе депутатов Комитета Государственным Советом принято постановление № 2255-V ГС «Об Обращении Государственного Совета Республики Татарстан к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину по проекту федерального закона № 438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В  Обращении отмечена необходимость сохранения права изучения родного языка в обязательной части образовательной программы для всех народов России, а также исключения неопределенности в организации преподавания и изучения государственных языков республик, закрепив федеральными государственными образовательными стандартами обязательность их изучения. Данное постановление направлено в Государственную Думу, в законодательные (представительные) органы государственной власти республик Российской Федерации.

По предложению Комитета постановлением Государственного Совета № 2351-V ГС «О проекте федерального закона № 438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации)» принято решение не поддерживать указанный проект федерального закона.

В рамках исполнения контрольных полномочий Комитетом рассмотрены в том числе следующие контрольные вопросы: о деятельности редакций газет «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан», соучредителем которых является Государственный Совет; о развитии музыкального искусства в Республике Татарстан; о развитии отрасли средств массовой информации и деятельности Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа»; о развитии воспитания обучающихся в Республике Татарстан; о заработной плате и мерах поддержки работников культуры, искусства и кинематографии в Республике Татарстан; о состоянии и перспективах историко-мемориального и этнографического музея Гаяза Исхаки и мемориального музея Ризаэддина Фахреддина; об учебниках и учебных пособиях по татарскому языку и литературе; о развитии гуманитарной науки в Академии наук Республики Татарстан; об итогах Года Льва Толстого в Республике Татарстан и празднования 200-летия со дня рождения Шигабутдина Марджани.

13 марта состоялось выездное заседание Комитета на тему развития музыкального искусства в Республике Татарстан с посещением Казанского музыкального колледжа  им. И.В. Аухадеева и Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова. Участники заседания отметили, что в целях создания условий для сохранения, изучения и развития музыкальной культуры татарского, русского и других народов Республики Татарстан, а также для популяризации татарского музыкального искусства за пределами Республики Татарстан целесообразно разработать Концепцию развития музыкального искусства в Республике Татарстан. Постановление Комитета с рекомендациями по данному вопросу направлено в соответствующие органы исполнительной власти Республики Татарстан.

В рамках межпарламентского сотрудничества по инициативе Комитета совместно с Комитетом Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии в городе Чебоксары организован и проведен выездной «круглый стол» на тему «Развитие и поддержка народных художественных промыслов». По итогам круглого стола рекомендовано учреждение Межрегионального фестиваля народных художественных промыслов Поволжья, проведение научно-практической конференции на тему «Развитие и поддержка народных художественных промыслов».

Комиссия Государственного Совета по установлению идентичности текстов законов Республики Татарстан на татарском и русском языках готовила заключения по всем законам Республики Татарстан, принятым Государственным Советом за отчетный период.

Комиссией по контролю за реализацией государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» проведено 4 заседания совместно с Комитетом по экономке, инвестициям и предпринимательству, в том числе 1 выездное, на которых были рассмотрены вопросы: «О результатах и мерах по повышению эффективности лицензионного контроля в области управления многоквартирными домами»; «Новый генеральный план г. Казани как пример комплексного освоения территории и формирования благоприятной городской среды»; «Развитие туристической инфраструктуры как способ повышения экономической устойчивости Республики Татарстан»; «О проблемах обеспечения населения в Республике Татарстан питьевой водой и путях их решения (на примере г. Казани)».

Комиссией по контролю за реализацией Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 – 2020 годы» проведены 4 заседания совместно с Комитетом по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике. На заседаниях были рассмотрены следующие вопросы: «Об итогах выполнения Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 – 2020 годы» за 2017 год и планах на I квартал 2018 года, в том числе в части взаимодействия органов государственной власти с общественными институтами»; «О внедрении и последующей реализации системы электронной ветеринарной сертификации через федеральную государственную информационную систему (ФГИС) «Меркурий», в связи с внесением изменений в Закон Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии»; «О выполнении Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 – 2020 годы» в части устойчивого развития сельских территорий, в том числе развития социальной и инженерной инфраструктуры»; «Об итогах выполнения Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 – 2020 годы» за 9 месяцев 2018 года».

Комиссией по контролю за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения проведено 2 заседания совместно с Комитетом по социальной политике, в том числе 1 выездное. Комиссией рассмотрены в том числе вопросы: «О состоянии и развитии геронтологической службы и гериатрической помощи в Республике Татарстан» и «Об организации оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями». По итогам обсуждения были приняты рекомендации в адрес Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

Комиссия Государственного Совета Республики Татарстан по мониторингу законодательства и правоприменительной практики за отчетный период провела 3 заседания, были утверждены план работы Комиссии и перечень законов для проведения мониторинга их правоприменения в 2018 году, а также рассмотрен вопрос «О результатах мониторинга закона Республики Татарстан «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан».

Государственный Совет активно взаимодействует с представительными органами республиканских муниципальных образований, оказывает содействие в подготовке и проведении заседаний представительных органов, территориальных, республиканских мероприятий с участием депутатов Государственного Совета. В январе-феврале депутаты Государственного Совета принимали участие в сходах граждан, собраниях трудовых коллективов, заседаниях представительных органов муниципальных районов и городских округов по итогам работы в 2017 и задачах на 2018 год. Предложения, высказанные в адрес органов исполнительной власти и организаций республики, обобщены и направлены в Кабинет Министров Республики Татарстан.

В период с 26 ноября по 5 декабря прошли зональные семинары-совещания по вопросам повышения деловой активности сельского населения с участием руководства и депутатов Государственного Совета.

Фракция «ЕДИНАЯ  РОССИЯ» в Государственном Совете совместно с Региональным Исполнительным комитетом партии «ЕДИНАЯ  РОССИЯ» ежеквартально проводила образовательные модули «Депутатский корпус» для депутатов органов местного самоуправления, направленные на формирование и повышение правовой культуры и юридической грамотности, экономических и управленческих знаний депутатов.

Динамично развивались межпарламентские связи. Расширялась география сотрудничества с законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации. В ходе визита парламентской делегации Республики Татарстан во главе с Председателем Государственного Совета в Ямало-Ненецкий автономный округ (г. Салехард, 27 – 28 ноября) состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан и Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа. Соглашение призвано внести свой вклад в реализацию Соглашения между Республикой Татарстан и Ямало-Ненецким автономным округом о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве от 25 апреля 2011 года. По состоянию на 18 декабря 2018 года заключено и имеют силу: соглашения о сотрудничестве с 35 субъектами РФ; 2 соглашения с федеральными органами государственной власти; 8 соглашений и протоколов о сотрудничестве с законодательными органами иностранных государств и их субъектов.

В январе 2018 года Председатель Государственного Совета – Председатель Комиссии Совета законодателей РФ по проблемам международного сотрудничества в составе делегации Совета Федерации посетил Японию (Токио, Саппоро и Хакодатэ). Ф.Х. Мухаметшин принял участие в заседаниях Консультативного совета по содействию Российско-японскому межпарламентскому и межрегиональному сотрудничеству Совета Федерации и Японо-российского «дискуссионного клуба» Палаты советников Парламента Японии.

В 2018 году в парламенте состоялись встречи и переговоры с делегацией Собрания народных представителей провинции Аньхой (Китай) во главе с заместителем Председателя Постоянного комитета СНП провинции Шэнь Сули, с генеральными консулами Турецкой Республики Турханом Дильмачем и Ахметом Садыком Доганом, с Генеральным консулом Республики Казахстан Е.В. Тукумовым, с руководителем Отделения Посольства Беларуси в Российской Федерации в г. Казани О.Ф. Исаевым, с членом Исламского консультативного совета (парламента) Исламской Республики Иран Ахмадом Алирезой Бейги и консультантом компании «Daric Group», бывшим консулом Ирана в Казани Расулом Багернежадом Шаяном, с членом Палаты Лордов Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, заместителем председателя Межпартийной парламентской группы по РФ Джоном Десмондом Форбсом, Лордом Уэйверли и др. Председатель Государственного Совета встречал в Республике Татарстан Генерального Секретаря Организации Исламского сотрудничества Юсефа Аль-Осеймина, который участвовал в юбилейном, X Международном экономическом саммите «Россия – Исламский мир: KazanSummit». Делегация Татарстана во главе с Ф.Х. Мухаметшиным приняла участие в Пятом форуме регионов Беларуси и России.

Продолжалась работа Ф.Х. Мухаметшина на площадках Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. В ходе мартовской XXXIV Сессии КМРВСЕ Председатель Государственного Совета провел ряд встреч и переговоров с европейскими партнерами, выступил на пленарном заседании Палаты регионов Конгресса по теме «Региональная идентичность и целостность национального государства». В ходе Шестого Всемирного конгресса российских соотечественников, проживающих за рубежом (31 октября, г. Москва) Ф.Х. Мухаметшин, который является Председателем Координационного совета по делам соотечественников при Президенте Республики Татарстан, рассказал о республиканском опыте работы с соотечественниками. Ф.Х. Мухаметшин принял участие в двух заседаниях Комиссии Совета законодателей РФ по проблемам международного сотрудничества в Москве и Санкт-Петербурге, в заседаниях Совета законодателей и его Президиума, в трех заседаниях Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ Приволжского федерального округа, которые прошли в Перми, Ижевске и Самаре. Председатель Государственного Совета также принял участие в совместном заседании Комиссии Совета Законодателей РФ по образованию и науке и Комитета по законодательству Ассоциации Инновационных Регионов России на тему «Правовое обеспечение подготовки кадров для цифровой экономики: роль регионов» (г. Томск, апрель).

Депутаты Государственного Совета приняли участие в праздновании 73-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 − 1945 годов, а также в проведении всех общественно-значимых мероприятий международного, федерального и республиканского уровней в Республике Татарстан. В отчетном периоде продолжалась работа в попечительских и наблюдательных советах социально ориентированных некоммерческих организаций, работа по оказанию благотворительной помощи инвалидам, малообеспеченным семьям, детским домам и другим нуждающимся.

В преддверии 100-летия образования ТАССР и 80-летия избрания Верховного Совета ТАССР первого созыва в Государственном Совете проводится большая работа по изучению истории республиканских законодательных органов власти и биографий парламентских лидеров. Установлены прежде неизвестные факты их жизни и деятельности, найдены, обустроены и поддерживаются в порядке могилы.

В 2018 году состоялось 3 заседания Общественной молодежной палаты при Государственном Совете (далее − палата), на которых рассмотрено 36 вопросов, в том числе о проектах законов Республики Татарстан и о проектах федеральных законов. Членами палаты разработан проект закона Республики Татарстан «Об установлении дополнительных видов услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения по налогу на доходы физических лиц». Проект закона направлен в Комитет Государственного Совета по бюджету, налогам и финансам и в настоящее время находится на юридической доработке. Также членами палаты за отчетный период разработаны 3 проекта федеральных законов: «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации» (в части налогообложения физических лиц, привлеченных для реализации общественными объединениями социально-значимых проектов при софинансировании из регионального бюджета) и предложения к проекту Федерального закона № 434180-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С начала 2018 года в системе электронного документооборота «Электронный Парламент» зарегистрировано 19 207 входящих и 10 029 исходящих документов (в 2017 году − 21343 и 5269).

Депутаты Государственного Совета регулярно проводят встречи и прием граждан в своих избирательных округах (подробная информация по обращениям граждан за 2018 год будет представлена дополнительно в январе 2019 года).

За 2018 год в адрес руководства Государственного Совета поступило 2740 обращений граждан (в 2017 году – 2610). Наибольшее количество обращений получено через Интернет-приемную и электронную почту – 1390 писем; 712 обращений передано на руки в ходе личного приема; 338 обращений пришло по почте. 300 писем поступило посредством иных видов связи (курьер, электронный документ, телеграмма, факс). Количество коллективных обращений – 110. В рамках проекта «Пишем законы вместе» поступило 55 обращений. 415 человек получили разъяснения и консультации, побывав на личном приеме в Государственном Совете. Тематическая классификация обращений: «конституционный строй, общественно-политическая жизнь, совершенствование законодательства» – 350; «коммунальное хозяйство» – 140; «основы государственного управления» – 352; «социальная защита» – 468; «образование» – 225; «экономика» – 380; «жилищные вопросы» – 247; «экология» – 104; «законность, безопасность, правопорядок» – 183; «здравоохранение» – 158; «труд и занятость» – 68; «сельское хозяйство» – 43; «другие вопросы» – 22.

Деятельность парламента открыта для граждан. Трансляции заседаний Государственного Совета ведутся в прямом режиме на радио «Болгар» и в сети «Интернет» на официальном сайте парламента. После каждого заседания Государственного Совета на радио «Татарстан» выходит 2-х часовой радиоотчет.

Поддерживаются версии официального сайта Государственного Совета www.gossov.tatarstan.ru на русском и татарском языках; персонального сайта Председателя Государственного Совета Ф.Х. Мухаметшина www.speaker.tatarstan.ru на русском, татарском и английском языках. За отчетный период на новостной ленте официального сайта Государственного Совета оперативно размещено около 600 информационных сообщений о работе парламента.

В 2018 году деятельность Государственного Совета освещали 100 журналистов из 33 редакций электронных и печатных СМИ. За отчетный период проведено 23 пресс-конференции с участием Председателя Государственного Совета, председателей комитетов Государственного Совета, представителей парламентских фракций, министерств и ведомств. Пресс-службой было организовано 185 «журналистских пулов» для освещения мероприятий в городах и районах республики, а также в городах Чебоксары, Ижевск, Самара, Салехард и Москва. Проведено 13 пресс-конференций с участием председателей постоянных комитетов Государственного Совета и представителей министерств и ведомств, депутатских фракций, депутатов Государственной Думы, организована пресс-конференция Председателя Государственного Совета на базе информационно-экспертного центра Общественной палаты Татарстана по выборам Президента Российской Федерации. Состоялась встреча Ф.Х. Мухаметшина с руководителями СМИ Республики Татарстан и собственными корреспондентами федеральных СМИ по случаю Дня печати РФ.

В 2018 году в эфир вышли 86 передач «Закон. Парламент. Общество» (ТНВ) на русском и татарском языках, 43 передачи «Парламентские вести» (ГТРК «Татарстан»), 22 радиопередачи «Депутатский канал» (ГТРК «Татарстан») на русском и татарском языках. В рамках телепроекта «Трибуна Нового века» состоялись 8 передач «Трибуна депутата» с участием депутатов Государственного Совета. Деятельность парламента систематически освещалась на телеканалах «Новый век», «Татарстан», «Эфир», «Казань».

Подготовлены и изданы 10 выпусков информационного бюллетеня «Парламент хэбэрлэре» («Парламентские вести») на двух государственных языках, 10 выпусков «Ведомостей Государственного Совета Татарстана», 9 брошюр стенографических отчетов заседаний Государственного Совета, 2 брошюры социально значимых законов Республики Татарстан.

Официальные аккаунты Государственного Совета действуют в Фейсбуке, Инстаграме и Твиттере, информация обновляется в режиме реального времени. Кроме того, работают аккаунты Председателя Государственного Совета в Твиттере и Инстаграме.

В 2018 году во всех образовательных учреждениях республики был организован парламентский урок с участием депутатов всех уровней на тему «Парламент, общество и я». Для руководителей методических объединений, учителей истории и обществознания средних общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, преподавателей, участвующих в организации и проведении парламентского урока – 2018, был организован день открытых дверей. В торжественной обстановке подведены итоги парламентского урока 2017 года на тему «Конституция Республики Татарстан: 25 лет истории», состоялась встреча победителей с Председателем Государственного Совета Ф.Х. Мухаметшиным.

5 декабря 2017 года, в преддверии Дня Конституции Российской Федерации в парламенте состоялась традиционная церемония вручения паспортов гражданина Российской Федерации, в ходе которой паспорта получили 30 юных татарстанцев – отличники учебы, юные талантливые музыканты и спортсмены, победители различных соревнований и конкурсов, собравшиеся со всей республики.

Для ознакомления с деятельностью высшего республиканского законодательного и представительного органа власти парламент посетило свыше 2 400  человек, из них 630 – представители субъектов РФ и иностранных государств, 225 – слушатели К(П)ФУ по программам повышения квалификации, 122 − представители органов муниципальных образований Республики Татарстан, 103 − представители республиканских профсоюзных организаций, 1362 – студенты республиканских вузов и учащиеся общеобразовательных школ.

В 2017 году были проведены парламентские семинары для депутатов, помощников депутатов и сотрудников Аппарата Государственного Совета, на которых рассмотрены актуальные вопросы пенсионного обеспечения, меры социальной поддержки и льготы различным категориям граждан в Республике Татарстан, реализация прав граждан на оказание медицинской помощи в Республике Татарстан, полномочия Роспотребнадзора в области защиты прав потребителей, региональная программа защиты прав потребителей в Республике Татарстан, а также получение гражданства Российской Федерации, миграционный учет и контроль, получение разрешения на временное проживание, оформление вида на жительство и оказание медицинской помощи лицам, не имеющими гражданства Российской Федерации.

Работа Аппарата Государственного Совета была направлена на качественное и эффективное правовое, организационное, документационное, информационное, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности Государственного Совета и осуществлялась в соответствии с Регламентом Государственного Совета, Положением об Аппарате Государственного Совета, Административным регламентом Аппарата Государственного Совета, а также планом работы Государственного Совета на соответствующий период. В 2018 году проведена работа по модернизации системы сопровождения заседаний Государственного Совета.

Деятельность парламента и далее будет направлена на совершенствование республиканского законодательства в целях обеспечения экономического роста и повышения благосостояния граждан республики.

 

Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ Законов Республики Татарстан, принятых Государственным Советом Республики Татарстан и подписанных Президентом Республики Татарстан в 2018 году

Приложение 2
Информация о деятельности комитетов Государственного Совета Республики Татарстан в 2018 году

Приложение 3
Информация о деятельности комиссий Государственного Совета в 2018 году

 

ИНФОРМАЦИЯ о работе Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва в  2018 году (*.doc)

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International