В 2006 году

Работа с обращениями граждан является одним из важнейших каналов связи депутатского корпуса с избирателями, позволяет более оперативно выявить недостатки действующего законодательства и обозначить проблемы, требующие законодательного урегулирования.
В адрес руководства, комитетов Государственного Совета Республики Татарстан в 2006 году поступило 2031 письменное обращение от граждан, трудовых коллективов, общественных объединений, принят 4261 посетитель, всего с учетом коллективных обращений (их было 121) обратились 15264 человека.
По сравнению с 2005 годом количество письменных и устных обращений в Государственный Совет Республики Татарстан увеличилось и составило 114,7 процента, к уровню 2004 года - 93,0 процента.
Из общего числа письменных обращений 52,6 процента рассмотрены в комитетах и депутатами, 43,5 процента - руководством Государственного Совета, в том числе:

 

 
2003г.
2004г.
2005г.
2006г.
Мухаметшиным Ф.Х.
348
476
398
405
Гусевым А.П.
-
-
159
186
Ратниковой Р.А.
-
219
204
207
Липужиной В.Н.
94
124
85
86
В комитетах и депутатами
1267
2054
1290
1069

 

В почте представлены все районы и города республики, кроме Атнинского, 53,3 процента обратившихся - городское население, в т.ч. 37,6 процента - из г.Казани. От жителей других регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья поступило 71 письмо, 11 человек побывали на личном приеме.
Из заявителей: 9,2 процента - инвалиды, 31,4 процента - люди пенсионного возраста, в т.ч. 2,1 процента - инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
В обращениях граждан находят отражение происходящие в стране, республике политические, экономические, социальные явления.
Более двух третей обращений в Государственный Совет Республики Татарстан составляют просьбы личного характера, остальные - предложения, советы, критические замечания по политическим и общественным проблемам, по конкретным законам, отклики на события в жизни страны, республики, городов, районов, сел.
Наибольшую часть почты, как и в прошлые годы, составляют обращения по жилищным вопросам и проблемам жилищно-коммунального хозяйства (26,7 процента всех обращений).
Необходимо отметить, что успешно развивающиеся в республике в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" программа ипотечного кредитования граждан при приобретении жилья, целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" и строительство жилья для молодых семей и специалистов в рамках программы "Социальное развитие села" получили одобрение у населения, у многих семей появилась надежда на улучшение жилищных условий. В то же время, судя по письмам, значительной части населения с невысокими доходами даже социальная ипотека, не говоря уже о классической, при существующих условиях остается недоступной. Отмечается также, что при выделении жилья на конкурсной основе, когда количество баллов напрямую зависит от суммы первоначального взноса, выигрывают граждане с высокими доходами, которые могли бы решить свои жилищные проблемы и без участия государства. Во многих обращениях звучит требование расширения практики выделения жилья по социальному найму.
Поступают многочисленные обращения от жителей домов, которые в установленном порядке признаны непригодными для постоянного проживания. Они требуют ускорения переселения их из аварийного жилья.
Решения о признании этих домов непригодными для постоянного проживания были приняты после формирования Республиканской программы ликвидации ветхого жилого фонда (1996 год), следовательно, жители, проживающие в этих домах, были не включены в программу и не могут претендовать на получение жилья на бесплатной основе. Механизм отселения семей из ветхих домов по настоящее время не определен, что вызывает недовольство и жалобы жителей.
Из-за крайне незначительных размеров выделяемых из федерального бюджета средств для выплаты жилищных субсидий инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, семьям погибших воинов, инвалидам, ветеранам боевых действий, растет недовольство этой категории льготников. Так, из 8245 граждан, включенных в единый республиканский реестр, только 18 человек в 2006 году приобрели квартиры и 189-ти перечислены на счета целевые субсидии.
Значительное увеличение в последние годы количества обращений от реабилитированных и пострадавших от политических репрессий граждан объясняется резким сокращением строительства жилья для этой категории льготников.
В своих многочисленных обращениях (неоднократно были организованы и пикеты) обманутые дольщики строительства жилья требуют защиты их законных прав и интересов, участия государства в завершении строительства их домов, привлечения к ответственности недобросовестных застройщиков, разработки механизма, позволяющего не допускать злоупотреблений в этом деле.
В значительной степени снижению социальной напряженности и количества жалоб способствовало изменение статуса ведомственных общежитий ОАО "КАМАЗ" и 146 общежитий, находящихся в муниципальной собственности г.Казани, и предоставление жителям права приватизации их жилищ. В то же время с требованием принятия аналогичных решений продолжают обращаться жители ведомственных общежитий (устраиваются и пикеты), звучат жалобы на неудовлетворительные жилищные условия, непомерно высокую стоимость найма и жилищно-коммунальных услуг в ведомственных общежитиях.
На 56,5 процента (с 368 до 576) увеличилось количество обращений по проблемам жилищно-коммунального хозяйства. По этой тематике в основном обращаются люди с невысокими доходами и они отличаются особой эмоциональностью. Недовольство вызывает повышение тарифов и стоимости жилищно-коммунальных услуг, многие видят в этом одну из главных причин ухудшения их жизненного уровня. Судя по письмам, определенная часть населения уже не в состоянии оплачивать жилищно-коммунальные расходы. Нарекания вызывают и качество предоставлямых услуг, неоперативность жилищно-эксплуатационных организаций при решении проблем. Поступают сообщения об административных барьерах, препятствующих созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ), передаче им домов и отведению земельных участков. Всеобщее возмущение вызывает у населения (шквал телефонных звонков) практикуемое предприятиями "Энергосбыта" отключение домов (а то и кварталов) от энергоснабжения в целях выбивания долгов от отдельных энергопотребителей.
Необходимо отметить, что в последнее время стали поступать жалобы от жителей сельских районов на непосильно высокие для них тарифы за потребление газа.
Несмотря на принимаемые государством меры по социальной защите малоимущих слоев населения, материальное положение многих семей остается тяжелым. Судя по обращениям, особенно тяжело живется одиноким пенсионерам, инвалидам, одиноким матерям и многодетным семьям. Они обращают внимание на малый размер пенсий, пособий, жалуются на постепенное, опережающее рост их реальных доходов, повышение цен на товары первой необходимости, тарифов и стоимости жилищно-коммунальных услуг, абонентской платы за телефон.
Вызывает жалобы продолжающаяся оставаться низкой заработная плата определенной части работников учреждений дошкольного образования, культуры, здравоохранения.
Из года в год увеличивается количество обращений пенсионеров, выражающих недовольство существующими условиями признания их ветеранами труда. Они считают несправедливым и неверным ставить признание ветераном труда в строгую зависимость от наличия у граждан государственных наград, не учитывая при этом трудовой стаж, требуют принятия мер (выйти с законодательной инициативой) по изменению ситуации.
Обращаются общественные организации ветеранов войны "Последний военный призыв", отдельные ветераны с просьбой оказать содействие в уравнивании этой категории граждан в предоставляемых льготах с участниками Великой Отечественной войны.
С просьбой оказать содействие в ускорении выделения спецавтотранспорта обращаются инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды труда и общего заболевания, инвалиды детства. Как показывает анализ, обеспечение автомобилями этой категории граждан действительно идет крайне медленно. Так, в 2006 году за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, приобретены 68 автомобилей, тогда как получения спецавтотранспорта в республике на сегодняшний день ждет 1556 инвалидов.
В два раза по сравнению с 2005 годом увеличилось количество обращений по проблемам здравоохранения. Абсолютное большинство обращений - это жалобы на недостатки в льготном лекарственном обеспечении. По сообщению многих заявителей, невозможность получения лекарств бесплатно является основной причиной их отказа от социального пакета в пользу ежемесячной денежной выплаты. Ряд корреспондентов жалуется на отсутствие в утвержденном перечне отпускаемых бесплатно лекарств жизненно необходимых им препаратов.
Ряд корреспондентов жалуется на дороговизну лекарств и медицинских услуг, выражает озабоченность коммерциализацией медицины. В почте много обращений с просьбой оказания спонсорской помощи для приобретения дорогостоящих лекарственных препаратов и проведения медицинских операций.
Судя по почте, реализуемая в рамках приоритетного национального проекта "Образование" республиканская целевая программа реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений не находит понимания и поддержки у населения. В многочисленных коллективных обращениях жители сел, коллективы учителей, родители и учащиеся выступают против закрытия школ. В качестве доводов приводят неудовлетворительное состояние многих сельских дорог и мостов, качество транспортных средств, используемых для перевозки детей до базовых школ, проблемы трудоустройства высвобождаемых учителей. Кроме того, закрытие школы заявители связывают непосредственно с будущим села. "Школа на селе несет функцию культурного центра. Именно при поддержке школы проводятся все культурно-массовые мероприятия…. Закрытие школы повлечет за собой вымирание села. Поэтому вопросом закрытия школы обеспокоены не только родители, но и все население", - пишется в письме, подписанном 244 жителями села Шармаши Тюлячинского района.
Как и в прошлые годы, доля обращений по вопросам обеспечения законности, правопорядка и деятельности правоохранительных органов в общем объеме обращений остается высокой - 6,3 процента (399). В этом блоке преобладают жалобы на волокиту в расследовании и рассмотрении отдельных дел, несогласие с приговорами и решениями судов. Поступают многочисленные жалобы на затягивание исполнения решений судов по гражданским делам. Годами не исполняются решения по искам о выделении жилья, выплате заработной платы (особенно в обанкротившихся предприятиях).
В ряде писем авторы жалуются на руководителей сельскохозяйственных предприятий, приведших к развалу ранее экономически крепкие хозяйства, сообщают о злоупотреблениях ими служебным положением.
Общественные организации, отдельные граждане выражают озабоченность ростом наркомании, алкоголизма, проституции среди подрастающего поколения. Поступают обращения с требованием законодательно запретить рекламу пива, табака, ужесточить контроль за продажей несовершеннолетним алкоголя и табачных изделий.
При всей остроте социальных проблем, во многих обращениях выражается понимание и поддержка усилий руководства республики по реализации республиканских программ, направленных на повышение благосостояния населения. Люди разных национальностей положительно и с благодарностью отзываются на проводимую политику по созданию социально-политической стабильности, укреплению межнационального и межконфессионального согласия в Татарстане.
Необходимо отметить, что, судя по многочисленным обращениям, всеобщую поддержку и одобрение нашла у населения республики работа Государственного Совета Республики Татарстан над проектом и принятие Закона Республики Татарстан "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Республики Татарстан".
Заинтересованно следят за работой депутатов над Законом Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" ветераны государственной службы Республики Татарстан, вносят предложения, замечания по совершенствованию закона в части пенсионного обеспечения государственных служащих.
В течение года поступило 146 предложений, замечаний по конкретным законопроектам. Все они направлялись в профильные комитеты для изучения совместно с Правительством и использования в законотворческой работе.
Поступило 158 обращений о работе депутатов Государственного Совета Республики Татарстан. В них избиратели благодарят своих депутатов за помощь в решении их личных или общественных проблем. В отдельных обращениях заявители критикуют своих избранников за неисполнение ими предвыборных обещаний, за их недоступность.
При работе с обращениями граждан усилия направляются на решение поднимаемых авторами проблем, защиту их законных прав и интересов, удовлетворение обоснованных требований. Рассмотрение 384 письменных обращений (37,9 процента), поступивших в отдел по работе с обращениями граждан, было взято на контроль, по 43,4 процента из них приняты положительные решения.
В отделе работы с обращениями граждан ведется ежедневный прием населения. Так, в отчетном году принято 1058 человек, которым непосредственно на месте разъяснены правовая позиция и пути решения их проблем, порядок обжалования решений государственных органов и должностных лиц, при необходимости в компетентные в решении вопросов инстанции направлялись ходатайства или аргументированно разъяснялась необоснованность требований заявителей.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International